Особенности распределения частотных ресурсов и принципы управления РЧС в РФ. Экономические методы управления РЧС

Основными пользователями РЧС в России длительное время были государственные РСЛ и силовые ведомства (для коммерческих целей выделялось порядка 4% РЧС). Это обстоятельство до сих пор не позволяет привести в соответствии Радиорегламент РФ – Международному РР, Национальную ТРЧ – Международной ТРЧ, и создает трудности Национальной Администрации связи РФ, в лице которой в разное время выступали (и до сих пор выступают) разные государственные организации, права и обязанности между которыми распределены достаточно сложным образом. Однако подходы к управлению и принципы использования РЧС в России в целом соответствуют международным требованиям и имеют тенденцию к дальнейшему сближению [1.12].

Радиорегламент РФ содержит Национальную ТРЧ [1.14] между отечественными РСЛ в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц; частотные планы, утвержденные ГКРЧ для ряда РСЛ; законодательные правовые акты, регламентирующие порядок выделения и присвоения (назначения) частот, контроля за их использованием в РФ; порядок изготовления, приобретения, ввоза из-за рубежа и использования на территории РФ РЭС различного назначения; порядок лицензирования видов деятельности в области радиосвязи и теле- и радиовещания на территории РФ, сертификации РЭС, а также перечень норм и стандартов на технические характеристики РЭС, определяющие их ЭМС.

В Радиорегламенте РФ изложены принципы международно-правовой защиты частотных присвоений РЭС наземных и космических РСЛ; определены обязанности владельцев РЭС по заявлению и регистрации в МСЭ частотных присвоений РЭС; порядок подготовки материалов и ведения переписки по заявлению, координации и регистрации в МСЭ частотных присвоений РЭС РФ; порядок рассмотрения вопросов, связанных с координацией частотных присвоений РЭС иностранных государств; порядок проведения переговоров по координации частотных присвоений РЭС. Для операторов – владельцев РЭС Радиорегламент РФ представляет собой руководство по правилам и процедурам использования средств радиосвязи, теле- и радиовещания в РФ [1.20].

Полномочным межведомственным коллегиальным органом, осуществляющим регулирование использования РЧС в РФ, является ГКРЧ. По решению ГКРЧ осуществляется выделение полос частот на основе требований и условий, связанных с распределением и использованием РЧС в соответствии с Национальной ТРЧ между РСЛ. Выделение частот производится по результатам рассмотрения на заседании ГКРЧ заявлений юридических и физических лиц (граждан РФ), а также прилагаемых материалов, с учетом оценки ЭМО на заявленной территории и определения участков РЧС, доступных для коммерческой и иной деятельности. Результаты работ по оценке ЭМО и определению доступных участков РЧС должны содержать:

- полосы частот, доступные для оказания услуг, связанных с использованием РЧС;

- основные сведения о планируемой к использованию радиотехнологии и технические данные заявленных РЭС, определяющие их ЭМС с действующими РЭС различного назначения;

- значение НШПЧ для реализации планируемых услуг с заданным качеством заявленному числу потенциальных пользователей;

- условия использования полосы радиочастот и возможное число операторов для создания радиосети в доступной полосе частот.

Решение ГКРЧ включает:

- полосы частот, доступные для оказания услуг, связанных с использование РЧС, на заявленной территории с использованием заявленной радиотехнологии;

- условия использования доступных полос частот для создания радиосети и условия обязательного подтверждения установленных требований к РЭС;

- возможное число операторов для создания радиосети на заявляемой территории.

Выделение полос частот осуществляется на срок до 10 лет (бессрочное выделение радиочастот считается недопустимым). После положительного решения ГКРЧ присвоение (назначение) частот для РЭС производится уполномоченным государственным органом на основании заявлений российских граждан или юридических лиц, а также других представленных материалов.

Национальная ТРЧ между РСЛ [1.14] является основным документом, регламентирующим распределение и использование РЧС в РФ юридическими и физическими лицами, заказывающими, разрабатывающими, закупающими РЭС и осуществляющими планирование использования РЧС для них. В то же время ТРЧ не дает право владельцам РЭС использовать на территории РФ частоты для разработки, производства, ввоза из-за границы и эксплуатации РЭС без официально оформленного разрешения уполномоченных федеральных органов.

По структуре Национальная ТРЧ соответствует Международной ТРЧ (три параллельные вертикальные колонки с указанием участков РЧС и названий первичных и вторичных РСЛ), однако имеет и ряд отличий. В ячейках двойной колонки 1 слева указаны радиотехнологии, использующие полосы частот, границы которых указаны в той же колонке справа. Колонка 2 содержит ссылки на распределение данных полос частот между первичными и вторичными РСЛ в Районе 1 согласно РР и Международной ТРЧ, а также номера примечаний, в которых уточняются условия использования данных полос в РФ (текст примечаний, как правило, приводится на странице, следующей после первого упоминания). В колонке 3 полосы частот распределены между российскими РСЛ – с уточнением номинала частоты (границ полосы частот), предоставленной каждой РСЛ и указанием категории их использования на территории РФ.

Радиорегламентом РФ предусмотрены следующие категории использования частот [1.14]:

- «ПР» – полоса частот, предназначенная для преимущественного использования РЭС правительственного назначения;

- «ГР» – полоса частот, предназначенная для преимущественного использования РЭС гражданского назначения;

- «СИ» – полоса частот, предназначенная для совместного использования РЭС правительственного и гражданского назначения.

Как и в РР, по статусу РСЛ разделены на две группы: названия первичных напечатаны в ТРЧ большими прописными буквами, названия вторичных – мелкими строчными буквами. Наименования РСЛ уточнены: фиксированная служба – РСЛ между определенными фиксированными пунктами; воздушная служба – РСЛ между определенными фиксированными пунктами, предназначенная для обеспечения безопасности воздушной навигации и эффективной работы воздушного транспорта; подвижная служба – РСЛ между подвижной и сухопутной станциями или подвижными станциями; сухопутная подвижная служба – подвижная РСЛ между базовыми станциями и сухопутными подвижными станциями или сухопутными подвижными станциями; воздушная подвижная служба – подвижная РСЛ между стационарными станциями и станциями воздушных судов или между станциями воздушных судов, с участием станций спасательных средств и радиомаяков-указателей места бедствия; воздушная подвижная спутниковая служба – подвижная спутниковая РСЛ, в которой подвижные земные станции устанавливаются на борту воздушных судов, и также участвуют станции спасательных средств и радиомаяков-указателей места бедствия; радиовещательная служба – РСЛ радиосвязи, передачи которой предназначены для непосредственного приема населением звукового вещания, телевидения и т.п.; радионавигационная служба – РСЛ для целей радионавигации; воздушная радионавигационная служба – РСЛ, предназначенная для обслуживания и обеспечения безопасности воздушных судов; радиолокационная служба – РСЛ для целей радиоопределения в интересах радиолокации и т.д. В соответствии с РР станции вторичных РСЛ не должны причинять вредных помех станциям первичной службы и не могут требовать защиты от вредных помех со стороны станций первичной службы.

Порядок распределения и выделения ресурсов РЧС на территории РФ предусматривает следующие согласованные действия ГКРЧ, Минобороны и ФСО России в пределах их компетенции при рассмотрения заявлений о выделении частот для РЭС и высокочастотных (ВКЧ) устройств различного назначения (радиочастотных заявок), представленных юридическими и физическими лицами (заявителями).

В ГКРЧ представляются радиочастотные заявки:

- заявителями РЭС гражданского назначения и ВКЧ устройств в полосах радиочастот всех категорий;

- Минобороны и ФСО России для РЭС, используемых для нужд государственного управления (президентская связь; правительственная связь; оборона и безопасность страны; обеспечение правопорядка) в полосах частот категорий «СИ» и «ГР».

Радиочастотные заявки подаются в ГКРЧ для разработки, изготовления (серийного производства), модернизации, ввоза (закупки по импорту) РЭС и ВКЧ устройств; для применения РЭС и ВКЧ устройств в создаваемых сетях радиосвязи с использованием РЧС; для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ на срок более 6 месяцев; для продления срока действия, внесения изменений и дополнений, переоформления с одного юридического (физического) лица на другое ранее выданных решений ГКРЧ. Заявка включает пояснительную записку с изложением основных задач каждого РЭС, его назначения, конфигурации и технических характеристик, а также формализованную карточку, в которой содержатся подробные сведения о тактико-технических характеристиках РЭС, необходимых для управления РЧС и анализа ЭМС заявляемого РЭС. При рассмотрении радиочастотной заявки в ГКРЧ определяется ее соответствие Национальной ТРЧ, Радиорегламенту РФ и другим нормативным документам: после получения положительных заключений от всех экспертов, которым были направлены материалы заявки, проект решения выносится на заседание ГКРЧ. На основании решения ГКРЧ присвоение (назначение) частот или радиочастотных каналов для РЭС производится в установленном законодательством РФ порядке уполномоченным государственным органом.

По мере формирования и развития в России зрелой рыночной среды, возрастает внимание к процессам, связанным с управлением РЧС при помощи современных экономических методов [1.20]. При этом РЧС рассматривается как один из наиболее востребованных и дефицитных природных ресурсов, методы и средства управления которым нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании. В документах МСЭ национальным Администрациям связи рекомендуется найти надежные и эффективные способы получения прибыли, достаточной для содержания системы управления РЧС. Возможны следующие варианты финансирования:

- традиционное финансирование из государственного бюджета, при котором объем выделяемых средств зависит от приоритетов правительства при распределении общего объема налоговых поступлений;

- введение платежей за частотные ресурсы путем оплаты выдаваемых разрешений на использование РЧС в коммерческих и иных целях с помощью системы соответствующих тарифов;

- проведение аукционов по продаже прав на использование участков РЧС для предоставления услуг с использованием частотных ресурсов.

Каждый из указанных способов финансирования имеет свои преимущества и недостатки. Схемы бюджетного финансирования в разных странах отработаны на протяжении многих лет, но эффективность их применения во многом зависит от субъективных обстоятельств: понимания правительством важности проблемы рационального использования РЧС; учета специфики данной проблемы; юридической возможности переложить расходы на всех граждан в виде косвенного налога и т.п. Метод лицензионных платежей позволяет прогнозировать и регулировать доходы, которые могут быть направлены на управление РЧС; он более справедлив в социальном плане, поскольку расходы несут не все граждане, а лишь те, кто планирует получить выгоду от использования РЧС в коммерческих и иных целях. Однако в данном случае трудно дифференцировать суммы платежей для каждого вида услуг, связанных с использованием РЧС; общей суммы платежей может быть недостаточно для компенсации расходов; в дополнение к обязательным платежам приходится проводить конкурсы, лотереи, аукционы и т.д. Преимущества проведения аукционов в том, что их результаты достаточно точно и объективно отражают рыночную цену частотного ресурса и возлагают расходы по управлении. РЧС на тех, кто получает выгоду от его использования – недостатки связаны с тем, что размер вырученных средств в значительной мере непредсказуем и может оказаться как больше, так и меньше сумм, необходимых для эффективного управления РЧС. Если доходы от аукционов превышают расходы, излишки обычно возвращаются государству, в противном случае приходится оперативно привлекать бюджетное финансирование или оговоренные проценты от суммы лицензионных платежей. Повышать минимальные ставки на аукционах опасно, поскольку это может отпугнуть потенциальных участников; если на аукцион поступит только одна заявка, конкурс может быть признан несостоявшимся и доходов не будет вообще; при внедрении новых радиотехнологий (сотовая связь; цифровое теле- и радиовещание, широкополосный радиодоступ) трудно определить правила использования продаваемых частотных ресурсов; затраты на проведение аукциона могут превысить доход от него и т.п.

В настоящее время в разных странах как теоретически, так и экспериментальным путем исследуются различные комбинированные схемы финансирования деятельности по управлению частотным ресурсом. Однако оптимизация методов и средств управления рациональным использование РЧС до сих пор остается актуальной задачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: