Процедура исследования. Для выполнения данного задания используется модифицированный вариант методики П.И

Для выполнения данного задания используется модифицированный вариант методики П.И. Зинченко .

Всех студентов нужно разделить на две группы. С каждой группой проводится коллективный опыт. Во время опыта с первой группой студенты второй группы не должны находиться в экспериментальном помещении.

Совершенно ясно, что, поскольку эти опыты направлены на исследование непроизвольного запоминания, до окончания эксперимента в обеих группах испытуемые не должны знать цель этих опытов.

Перед началом опыта студентов следует попросить принять участие в качестве испытуемых для выполнения нужного для факультета (или лаборатории) исследования.

Экспериментальным материалом для обеих групп служит один и тот же ряд из 45 слов. Слова подобраны так, что их можно расклассифицировать на три группы по 15 слов в каждой. Расположение слов разных групп в ряду должно носить случайный характер. Материал предъявляется на слух (см. Приложение I ¤).

Первой группе студентов дается задание классифицировать читаемые экспериментатором слова (см. Приложение II ¤). Затем им предлагается перевернуть страницу протокола и воспроизвести слова в любой последовательности. Вторая группа студентов получает задание считать и записывать количество букв в каждом читаемом экспериментатором слове, а затем, как и первой группе, воспроизвести их (см. Приложение III ¤, Приложение IV ¤).

Инструкция испытуемым для 1-й группы: 1. Перед началом опыта: «Возьмите чистый лист бумаги. Напишите на нем сверху «Протокол», а затем слева «Испытуемый» и поставьте свою фамилию, затем «Экспериментатор» и напишите мою фамилию, потом дату и свое самочувствие. Разделите лист вертикальной чертой на 3 части. Сейчас мы проведем с Вами опыт на классификацию слов. Я буду читать слова, а Вы должны их классифицировать на три группы. Для этой цели разделите Ваш лист на три части. Группы будут следующие: живая природа, профессия, отвлеченные понятия. Напишите вверху каждой части название этих групп; слова записывайте столбиками. Все ли вам понятно? Итак, внимание! Начинаю читать»; 2. После окончания классификации: «Переверните быстро Ваши листы». Затем экспериментатор отвлекает испытуемых на две минуты беседой, не связанной с опытом, а после этого говорит: «Теперь вспомните, какие слова я Вам читал, и запишите иx в столбик на этой стороне листа в том порядке, как они Вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!» 3. После окончания воспроизведения: «Переверните лист на первую страницу. Посмотрите на результаты Вашей классификации и напишите, были ли у Вас трудности при классификации и какие? Напишите также, как Вы вспоминали слова, понравился ли Вам опыт и каково Ваше самочувствие после опыта».

Инструкция испытуемым для 2-й группы: 1. Перед началом опыта: «Возьмите чистый лист бумаги. Напишите на нем сверху «Протокол», а затем слева «Испытуемый» и поставьте свою фамилию, затем «Экспериментатор» и напишите мою фамилию, потом дату и свое самочувствие. Сейчас мы проведем эксперимент на исследование навыков устного счета. Опыт будет заключаться в том, что я буду читать слова, а Вы должны считать количество букв в каждом слове и записывать каждое число на Ваших листах столбиком. Все ли Вам понятно? Итак, внимание! Начинаю читать»; 2. После окончания записывания – см. инструкцию для 1-й группы, пункты 2, 3. После окончания воспроизведения: «Переверните лист на первую страницу и напишите, испытывали ли Вы затруднения в подсчете букв в словах и в чем они выражались. Опишите также, как Вы вспоминали слова, понравился ли Вам опыт и свое самочувствие после опыта».

После окончания опыта со 2-й группой обе группы собираются вместе. Экспериментатор объясняет всем, что делала каждая группа и с какой целью проводились опыты по группам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: