Обработка и анализ результатов. 1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V

1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V. Количество элементов, удержанных после первого предъявления материала, характеризует индивидуальный объем кратковременной памяти испытуемого.

2. Посчитать количество повторений, которое потребовалось испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда. Тем самым мы измеряем индивидуальную скорость запоминания.

3. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

4. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле

где Кi –коэффициент запоминания i-го слова, Pi – его абсолютная частота, п – количество повторений (точность вычислений равна 1%).

5. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К.

6. Составить сводные таблицы по V и К для группы испытуемых (2–3 человека); вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе. Сравнить индивидуальные показатели испытуемых по критериям: объем, скорость запоминания. Можно фиксировать также индивидуальную точность запоминания, которая определяется тенденцией воспроизводить слова в той же последовательности, в которой они предъявлялись.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность метода заучивания?

2. Чем объясняется, что в процессе заучивания крайние элементы рядов запоминаются лучше, чем средние?

3. Опишите методику задания 2 и ее основные цели.

4. Как измерить объем и скорость запоминания при проведении данного эксперимента?

Приложение I

Протокол к заданию 2

Испытуемый: Дата:

Экспериментатор: Время опыта:

Самочувствие испытуемого до опыта:

Предъявленные слова V примечание
лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед    
                         
                         
                         
                         

Словесный отчет испытуемого:

Наблюдение экспериментатора:

Дополнительные комментарии к интерпретации данных (из собственного опыта работы и опыта работы клинических психологов)

На большом количестве испытуемых было установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. (рис.1)

Рис. 1

1. Кривая запоминания может указывать на ослабление активного внимания и утомляемость испытуемого. Так, например, больной ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизводит все меньше и меньше слов. В жизни такой больной страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. (рис 2.)

Рис. 2.

2. Истощаемость внимания больных необязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз (рис.3.), иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Рис. 3.

3. Зигзагообразные кривые (как правило, с одноразовым колебанием графика) часто встречаются у здоровых испытуемых в ситуации отвлечения внимания, неполной его концентрации, свидетельствующей о неустойчивости внимания. При этом после временного снижения продуктивности внимания, она вновь поступательно нарастает, и испытуемый воспроизводит все элементы словесного ряда (рис. 4.).

Рис.4.

Задание 11.3. Исследование процессов воспроизведения и узнавания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: