Введение. Психологическое исследование заучивания ставит перед собой ряд задач

Психологическое исследование заучивания ставит перед собой ряд задач:

1. Установить динамику процесса заучивания, т.е. определить, какой характер имеет постепенное нарастание удерживаемого материала, если один и тот же ряд элементов (слов, цифр, слогов) предъявляется несколько раз подряд и испытуемому предлагается каждый раз воспроизводить его.

2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше; верно ли, что лучше всего запоминаются крайние (первые и последние) элементы ряда, а хуже всего – средние (что объясняется явлениями про- и ретроактивного торможения).

3. Выявить различия в динамике заучивания материалов разной степени осмысленности (бессмысленные слоги, не связанные и связанные между собой слова, отрывки из рассказов и стихотворений), т.е. различия в смысловой и механической памяти .

4. Установить зависимость общего объема запоминаемого материала от объема предлагаемого ряда. Известно, что ряд из 5–6 элементов удерживается с одного прочтения. Ряд из 10 элементов запоминается сразу лишь частично. При попытках заучить ряд из 15 элементов испытуемый может удержать и воспроизвести значительно меньшую часть ряда, чем если ему дается ряд из 8–10 элементов.

5. Обнаружить индивидуальные различия в заучивании материала при слуховом и зрительном способе его предъявления.

В данном задании решаются только две первые из поставленных задач. В задании используется метод заучивания (см. Введение к теме 11. Память). Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова. Материал предъявляется слуховым способом. Весь экспериментальный материал заготавливается заранее и фиксируется в соответствующих графах протокола (см. Приложение I ¤).

Цель эксперимента. Исследовать динамику процесса заучивания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: