Опыт 4. Запоминание логически связанного материала

Инструкция: «прочитайте предлагаемый текст, в котором 10 главных мыслей выделены жирным шрифтом и пронумерованы. Вы должны воспроизвести их, сохраняя ту же последовательность 1, 2, 3… на запоминание Вам отводится 2 минуты».

Стимульный материал:

«Автоматы, формирующие нормы поведения»

Автоматы, способные анализировать состояние сознания (1), составлять долгосрочные детальные прогнозы его развития, способные разрабатывать правила поведения (2), то есть правовые и моральные нормы, непрерывно контролировать и оптимизировать их соблюдение – это мираж (3), невыполнимая мечта или реальная научная перспектива (4), к которой должны стремиться строители коммунистического общества, если они хотят полностью использовать преимущества своего строя? Факт возникновения деонтики, или логики норм, позволяет сегодня по крайней мере говорить о возможности ответить (5) на этот вопрос. Совместная жизнь людей, взаимосвязь их личных и общественных интересов всегда регулировались определенными нормами (6). Отсутствие таких норм сделало бы жизнь общества невозможной (7). Растущая сложность общественных отношений (8), постоянное расширение и углубление связей между людьми в процессе построения коммунистического общества делает решение проблемы научного построения правовых и моральных норм (9), создания рациональной методики их составления, входящей как компонент в систему регулирования общественной жизни, актуальной задачей современности (10).

Обработка и анализ результатов:

Самоотчет и опрос по итогам проведения всех 4 опытов

    1. В каком из опытов было легче (сложнее) запоминать материал? Почему?
    2. Использовались ли специальные приемы для запоминания?

Внести в таблицу результаты самоотчета, опроса и наблюдения

Таблица-протокол исследования

  К (%) Результаты самоотчета, опроса испытуемого и наблюдений экспериментатора
слова    
числа    
образы    
текст    

1. Вычислить коэффициент успешности выполнения задания (коэффициент запоминания) по формуле: где

m – количество правильно воспроизведенных элементов ряда

n – общее количество предъявленных стимулов (длина экспериментального ряда). Для первого и второго опытов n=20; для третьего и четвертого – 10.

2. Сравнить результаты самоотчета, опроса с объективными количественными показателями. Совпадают ли объективные результаты (коэффициенты запоминания) с субъективными (результаты самоотчета, опроса).

Контрольные вопросы:

    1. В чем проявляются индивидуальные особенности памяти?
    2. Какой вид материала, представленный испытуемому, запоминается эффективнее?
    3. Можно ли сделать вывод о доминировании у испытуемого образной или словесно-логической памяти?

Экспериментальный бланк Контрольный бланк


[1] Контент-анализ - Количественный и качественный анализ текстов с целью выявления однородных элементов и построения числовых закономерностей, таблиц, выявления знаний и т.п.

ПРИМЕР. «Суть контент-анализа заключается в выделении специальных «единиц» текстового содержания (квантификация) и подсчете частоты их употребления, что должно отражать психологическую (в том числе социально-психологическую) ситуацию при создании документа, психологические характеристики его составителя и тех, кому он адресован.

В качестве указанных единиц анализа используются отдельные слова (символы), определенные суждения (мысль), темы сообщений, персонажи (отдельные герои, классы персонажей, группы). Часто за подобные единицы берутся авторы документов (например, писатели, корреспонденты газет, публицисты, комментаторы). Эти эмпирические единицы должны соответствовать определенным научным понятиям, в которых отражается исследовательская задача. Иначе говоря, «единицы» — это только индикаторы психологических идей, заложенных в исследовании.

Подсчет употребляемости тех или иных единиц анализа производится не только через частотный показатель, но и через физические единицы измерения. С их помощью количественно определяется пространство (или время) в сообщениях, уделяемое каким-либо единицам анализа: число строк, абзацев, страниц, площади в письменных материалах, число минут и часов в радио-, кино-, телематериалах».

Первые варианты контент-анализа начали применяться для изучения содержания газет в конце XIX века. В настоящее время контент-анализ используется не только в социологии, но и в психологии, психиатрии, исторических исследованиях, этнографии, лингвистике, литературоведении, наукометрии и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: