Экономическая оценка эффективности мероприятий

Экономическая оценка мероприятий − основа для принятия любых управленческих решений, нацеленных на повышение производительности и безопасности транспортной инфраструктуры при обеспечении оптимального компромисса целей безопасности дорожного движения с другими целями общества, предъявляемыми к дорожным сетям, которая позволяет:

- устанавливать конкретные цели для программ и проектов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

- принимать оптимальные решения для достижения компромисса между целями государства, общества и бизнеса;

- обосновывать наиболее эффективные способы достижения целей с минимальными затратами и максимальной отдачей от использования ресурсов общества;

- объективно исследовать результативность принятых мер, предупреждать опрометчивые, субъективные или политические приемы решения ответственных задач обеспечения безопасности дорожного движения, недостаточно обоснованных с точки зрения рационального использования ресурсов общества.

Для определения эффективности мероприятий по организации и безопасности дорожного движения используют метод сравнительного анализа изменения числа ДТП, численности погибших, раненых и размера социального и материального ущерба за определенный период до и после внедрения мероприятий и рассчитывают средний показатель снижения числа ДТП в результате проведения этих мероприятий. При этом учитывают изменения средней интенсивности движения на участке улицы или автомобильной дороги.

Таким образом, на основе статистических исследований может быть определен ожидаемый эффект от снижения числа ДТП в результате внедрения различных мероприятий, которые были эффективны в аналогичных местах. Расчетные значения по каждому мероприятию носят вероятностный характер. Их используют при планировании мероприятий и определении ожидаемой эффективности мероприятий. Для повышения достоверности данных наиболее приемлемым предыдущим и последующим периодом считается период от 1 до 3 лет.

Число ДТП, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, ΔА определяется по формуле:

ΔА = ΔkВ, (3.1)

где Δk − показатель сокращения числа ДТП;

В - среднее число ДТП до проведения мероприятий.

В случае прогнозного изменения интенсивности движения должна быть сделана соответствующая поправка.

Для обоснования экономической эффективности планируемых мероприятий рассчитывают ожидаемую величину сокращения ущерба от ДТП:

ΔС = С д – С п, (3.2)

где С д, С п – годовые потери от ДТП соответственно до и после проведения мероприятий, руб.

Коэффициент экономической эффективности мероприятий k э определяют следующим образом:

к э= ΔC / S м, (3.3)

где S м – приведенные затраты на мероприятия с учетом эксплуатационных расходов, руб.

Величина, обратная коэффициенту эффективности, определяет срок окупаемости затрат в конкретное мероприятие:

Т ок= S м / ΔC, (3.4)

где Т ок – срок окупаемости, лет.

Показатель ущерба от ДТП закладывается в экономические расчеты при принятии решений о целесообразности внедрения мероприятий по безопасности дорожного движения, а, значит, о целесообразности спасения жизни людей. Отражая приоритет безопасности дорожного движения как политической цели государства, оценка потерь от ДТП направлена на внедрение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Оценка ущерба проводится согласно Методике оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП [8].

Величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия включает в себя несколько составляющих:

– ущерб в результате гибели и ранения людей;

– ущерб в результате повреждения транспортных средств;

– ущерб в результате порчи груза;

– ущерб в результате повреждения дороги.

Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры:

– экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства;

– социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности;

– социально-экономические потери из-за гибели детей.

Некоторые мероприятия, например, введение ограничения скорости, увеличивают время в пути, поэтому необходимо учитывать потери времени в денежном выражении.

Например, мероприятие изменяет режим ограничения скорости движения с 60 до 50 км/ч. Согласно расчетам снижение скорости движения каждого автомобиля на 10 км/ч вызывает потери времени, равные 1,2 сек на каждые 100 м. Ежегодные потери зависят от интенсивности движения на каждом конкретном участке.

Анализ соотношения затрат, связанных с реализацией мер по ограничению скорости движения, и выгод от сокращения числа ДТП показывает хороший эффект при быстрой окупаемости средств, направляемых на эти мероприятия.

Методика общей и экономической оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения состоит из следующих этапов:

– разработка нескольких вариантов мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

– определение числа случаев гибели и ранения в результате ДТП, которые можно избежать ежегодно в случае реализации мероприятия, т.е. разница между среднегодовой прогнозируемой численностью погибших и раненых до и после реализации мероприятия;

– определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП в стоимостном выражении;

– определение затрат на реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

– определение срока окупаемости мероприятий (деление затрат на величину ежегодной экономии ущерба в результате предотвращения ДТП). Если в расчетах учитывается стоимость времени, затрачиваемого на поездку (например, увеличение времени проезда перекрестка), необходимо определить затраты, связанные с потерей времени, и вычесть их из величины ежегодной экономии затрат;

– выбор оптимального варианта с позиции общества из числа возможных решений.

Например, прогнозируемый суммарный эффект для предлагаемых мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участке концентрации ДТП составляет 10 % (Δk = 0,1).

Прогнозируемая численность пострадавших в следующем году без реализации мероприятий В составляет 13 раненых и 0,5 погибших. В случае реализации мероприятия 11,7 раненых и 0,45 погибших(-10 % погибших, раненых).

Таким образом, прогноз снижения числа ранений в результате ДТП ΔA составит 1,3 раненых и 0,05 погибших.

Прогнозируемая ежегодная экономия ΔС составит:

1,3 раненых • 824 тыс. руб. = 1071,2 тыс. руб.;

0,05 погибших • 3,817 млн. руб. = 190,85 тыс. руб.

Итого ежегодная экономия ΔС = 1262,05 тыс. руб.

Планируемая стоимость реализации мероприятия S м = 340 тыс. руб.

Коэффициент экономической эффективности мероприятий

k э = 1262,05/340 = 3,7.

Период окупаемости Т ок = 340/1262,05 • 12 месяцев = 3,2 месяца, что характеризует высокую степень экономической эффективности данных мероприятий.

Результаты соотношения выгодности затрат общества с учетом вероятных последствий для ряда мероприятий, полученные на основании проведенных в Норвегии исследований, а также вероятные дополнительные последствия от этих мер для общества приведены в таблице 3.3.

Данные расчеты позволяют определить эффективность инвестиций в те или иные мероприятия, направляемые на повышение безопасности дорожного движения.

Таблица 3.3 – Соотношение выгод и затрат от некоторых мероприятий по безопасности дорожного движения

Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения Соотношение выгод и затрат Дополнительные вероятные последствия для общества, положительные (+) или отрицательные (-)
Строительство и обустройство дороги
Строительство развязок в разных уровнях на дорожной сети   (+) Повышение производительности дорожной сети за счет улучшения плавности движения транспортных потоков (+) Снижение воздействия транспортных средств на окружающую среду
Устройство скоростных участков на дорожной сети за счет строительства развязок в разных уровнях 1,1 То же
Замена перекрестков на развязки с круговым движением   »
Улучшение условий видимости на участках дорожной сети с концентрацией ДТП   »
Устройство пешеходных ограждений   -
Улучшение освещения   -
Выделение полос движения для общественного транспорта и обустройство остановок 3,8 (+) Повышение производительности дорожной сети за счет улучшения плавности движения
    (+) Снижение воздействия транспортных средств на окружающую среду
Улучшение зимнего содержания дорог 7,8 То же
Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения Соотношение выгод и затрат Дополнительные вероятные последствия для общества, положительные (+) или отрицательные (-)
Строительство дорожек для пешеходного и велосипедного движения 3,3 (+) Снижение использования моторизированных транспортных средств
    (+) Снижение перегруженности дорог
    (+) Снижение воздействия транспортных средств на окружающую среду
Проведение организационных мероприятий
Изменение организации движения транспортных потоков по полосам До 9,6 (+) Повышение производительности дорожной сети за счет улучшения плавности движения
    (+) Снижение воздействия транспортных средств на окружающую среду
Введение регулирования на ранее нерегулируемых перекрестках 2,7 (-) Снижение производительности дорожной сети за счет снижения плавности движения
Ограничение скорости движения на некоторых участках при помощи знаков или элементов физического сдерживания (например, хампы) До 3 То же
Введение регулирования на железнодорожных переездах   »
Повышение требований к участникам дорожного движения
Обязательное применение шин со специальным зимним рисунком протектора или шипами 3,5 -
Обязательное применение включенных фар ближнего света в дневное время   -
Применение светоотражающих материалов и катафотов (одежда мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов)   -
Использование ремней безопасности 3,5 -
Обязательное использование шлемов для мотоциклистов и велосипедистов   -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: