Методические и технические средства обеспечения безопасности движения в автотранспортной организации

Методическим центром профилактической работы по предупреждению ДТП в автотранспортной организации является кабинет по безопасности движения, который должен быть организован в автотранспортной организации, где работают более 50 водителей.

В организации с меньшим числом водителей необходимо наличие стенда по безопасности движения, располагаемого вблизи диспетчерского отдела.

Непосредственным организатором и ответственным за работу кабинета безопасности движения является начальник отдела безопасности движения (старший инженер, инженер).

Ответственным за комплектацию кабинета является руководитель организации.

Оснащение кабинета должно соответствовать профилю и преимущественным условиям работы данной автотранспортной организации.

В настоящее время организация и работа кабинета безопасности движения регламентируется Положением по оснащению и организации работы кабинетов по безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-07, разработанным в 1986 г. Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ). Документ носит рекомендательный характер.

В Положении отражены основные требования по размерам и оборудованию кабинета, содержанию его экспозиций и организации работы.

Оборудование кабинета безопасности движения должно включать в себя технические средства (плакаты, кино- и видеоматериалы) и приборы для проведения занятий по повышению квалификации водителей (технические средства обучения), для оценки и качества обучения (приборы программированного обучения и компьютеры) и его результатов, а также обеспечивать возможность контроля и тренировки психофизиологических параметров водителей (тренажеры).

Рекомендованные значения минимальной площади кабинета и числа учебных мест приведены в таблице3.2.

При численности водителей в автотранспортной организации более 600 чел. к числу мест, указанных в таблице 3.2, следует прибавлять два на каждые 100 чел., при этом площадь кабинета безопасности движения увеличивается исходя из соотношения 2,5 м2 на одно место.

Таблица 3.2 – Зависимость размеров кабинета безопасности от численности водителей

Численность водителей на предприятии, чел. Число учебных мест в кабинете Площадь помещения, м2
До 150 10 - 15 25...38
151 - 300 15 - 20 38...50
301 - 500 20 - 25 50...62
501 - 600 25 - 30 62...75

Кабинет безопасности движения обеспечивается наглядной информацией, представленной по трем разделам:

– учебно-методический;

– справочно-информационный;

– агитационно-пропагандистский.

Учебно-методический раздел должен включать в себя материалы по обучению и контролю знаний водителей и других работников автотранспортной организации:

– правил дорожного движения;

– правил технической эксплуатации транспортных средств автотранспортной организации;

– должностных инструкций;

– нормативно-методических документов по безопасности дорожного движения;

– рекомендаций о действиях водителей в типичных опасных ситуациях;

– рациональных режимов движения;

– психофизиологических основ труда водителя;

– санитарно-гигиенических требований к рабочему месту водителя;

– дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств предприятия;

– устройств, конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава автотранспортной организации;

– порядка обслуживания, контроля узлов и агрегатов транспортного средства, техническое состояние которых влияет на безопасность движения;

– доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Справочно-информационный раздел содержит:

– карты-схемы маршрутов автотранспортной организации;

– анализ состояния аварийности и транспортной дисциплины;

– схемы железнодорожных переездов и других опасных участков на маршрутах автотранспортной организации;

– схемы типичных ДТП с анализом и причинами их возникновения;

– карты города, области, схемы маршрутов массовых перевозок грузов;

– литературу по анализу ДТП, вопросам юридического характера и др.;

– кино- и видеофильмы, слайды по безопасности дорожного движения.

В агитационно-пропагандистском разделе должны быть представлены материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов, викторин по безопасности движения, лозунги, плакаты, информационные листки и другие наглядные материалы.

В разделе, в частности, должны содержаться:

– информация о водителях, удостоенных наград за безаварийную работу;

– сведения об участниках и победителях конкурсов «За безопасность движения»;

– результаты соревнований по мастерству вождения;

– информация об итогах соревнования колонн, бригад;

– антиалкогольная пропаганда.

Представленный материал должен быть выразительным, красочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размещаются, как правило, на территории автотранспортной организации, в диспетчерских пунктах и т.п.

Исходя из решаемых задач, в процессе подготовки и повышения квалификации водителей все технические средства обучения подразделяются:

– на информационные (плакаты, видеотехника и т.п.);

– обучения и контроля знаний с применением средств вычислительной техники;

– формирования практических навыков (тренажеры).

К информационным техническим средствам обучения относят, прежде всего, средства представления визуальной информации − изобразительные средства (плакаты, стенды, чертежи, макеты) и экранные проекторы.

Экранные проекторы можно использовать при изучении любого наглядного материала (рисунки, чертежи, фотографии, фильмы), сопровождая показ комментариями, что делает учебный процесс наиболее эффективным.

Средства видеозаписи могут быть использованы в обучении по всем разделам теоретической и практической подготовки водителей. При отработке отдельных элементов управления автомобилем, при проведении тренажерной и автодромной подготовки видеозапись дает возможность сразу же после выполнения обучаемым заданных действий просмотреть запись в обычном либо замедленном темпе на экране монитора и произвести разбор ошибок.

Видеофильмы, специально снятые сотрудниками автотранспортной организации, могут оказаться полезными при показе водителям (во время инструктажей) условий работы на маршрутах автотранспортной организации, для информации о разборах происшествий и нарушений, совершенных работниками автотранспортной организации, при проведении занятий по оказанию доврачебной медицинской помощи и т. п.

Для ситуационного обучения, проверки знаний технического устройства и правил эксплуатации транспортных средств, для контроля уровня подготовки водителей по правилам дорожного движения могут быть использованы средства вычислительной техники со специализированным программным обеспечением.

Важным техническим средством оборудования кабинета являются автомобильные тренажеры. Прежде всего, рекомендуется применение функциональных тренажеров для овладения навыками торможения и скоростного рулевого управления, что способствует лучшей подготовке водителей к работе в реальных условиях дорожного движения.

Применение подобных тренажеров значительно повышает эффективность занятий и является более экономически целесообразным, чем непосредственное использование в этих целях учебных автомобилей.

Для формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем применяются специализированные тренажеры, которые имитируют внешнюю обстановку, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях дорожного движения. С помощью подобных тренажеров проводят безопасную для обучаемого водителя ситуационную подготовку к действиям в критических условиях.

Для тренировки способности к правильному распределению внимания между объектами, воспринимаемыми на слух, устанавливают набор динамиков, воспроизводящих звуковые сигналы легковых, грузовых и специальных автомобилей.

В упражнениях на остроту зрения при различной освещенности и удаленности объекта используются слайды с изображением различных дорожных ситуаций, происходящих (с одного и того же места съемки) в разное время суток. Путем изменения расстояний до объекта, фокусных расстояний, времени выдержки обеспечивается возможность проведения оценки остроты зрения в зависимости от степени освещенности и удаленности объектов дорожной обстановки.

Упражнения для определения времени световой адаптации зрения можно проводить путем резкой смены освещенности зрительного поля тренажера на ограниченное время. Информированность о времени световой адаптации имеет большое значение для водителей, осуществляющих перевозки в темное время суток.

В обеспечение рабочего места инженера по безопасности движения должны входить следующие функциональные модули:

– нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение по безопасности дорожного движения в автотранспортной организации;

– документооборот: личные карточки водителей; учет нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных инцидентов, прохождения стажировки, повышения квалификации и медицинского переосвидетельствования водителей; акты служебного расследования ДТП;

– блок оперативного управления: функциональные обязанности инженера по безопасности движения; организационные схемы взаимодействия различных служб автотранспортной организации по безопасности движения; взаимодействие с другими учреждениями, организациями;

– расчетно-графический блок: разработка планов, графиков; экспертные расчетные схемы ДТП; решение типовых задач сравнительного анализа показателей аварийности.

Мероприятия, проводимые в кабинете безопасности движения, разрабатываются начальником службы безопасности движения и включаются в план мероприятий по безопасности движения.

В кабинете по безопасности движения проводятся следующие мероприятия:

– вводный инструктаж (при приеме водителей на работу);

– инструктаж водителей при направлении их в командировку; инструктаж водителей по сезонным условиям и особым видам перевозок;

– разбор происшествий, допущенных водителями автотранспортной организации (территориального объединения, министерства), их причин, условий возникновения; доведение до водителей информации о ДТП с тяжелыми последствиями в отрасли;

– проверка знаний правил дорожного движения водителями; обучение водителей поведению в типичных опасных дорожно-транспортных ситуациях;

– доклады, лекции, семинары, демонстрация кинофильмов на темы безопасности дорожного движения, передового опыта водителей по безаварийной работе.

В кабинете заполняются журналы учета проводимых мероприятий, инструктажа водителей по безопасности дорожного движения, проверки знаний правил дорожного движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: