XYZ - анализ

Анализ ХYZ подразумевает разделение всего ассортимента то­варов (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса или возможной степени точности прогнозирования.

Принципиальное отличие метода XYZ от метода АВС состоит в том, что анализируются количественные показатели, представленные, как правило, в виде динамического ряда qt для каждой i -той позиции номенклатуры.

К группе X относятся позиции номенклатуры, динамические ряды которых равномерны или незначительно колеблются (объемы реализации по которым прак­тически неизменны во времени). Это позволяет осуществить прогноз с «высокой точностью» [29, 32 и др.].

К группе Y относятся позиции номенклатуры, у динамических рядов которых наблюдаются значительные колебания (объемы реализации по которым ме­няются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предсказуемо), поэтому точность прогноза «ограничена» [29, 32 и др.].

Группа Z характеризуется нерегулярными (эпизодическими) отклонениями значений динамического ряда (объемы реализации по которым ме­няются во времени значительно и практически непредсказуемо), что не позволяет получить точные и достоверные прогнозные оценки [29, 32 и др.].

Деление на группы XYZ традиционно производится на основе статического коэффициента вариации:

(12.22)

Входящие в формулу (12.22) величины среднего значения динамического ряда и среднего квадратического отклонения σ определяются по формулам (12.23) и (12.24) соответственно.

(12.23)

(12.24)

При значениях в формулу (12.24) рекомендуется подставить N -1.

Процедура отнесения данной позиции номенклатуры к определенной группе сводится к сравнению статического коэффициента вариации νс вычисленного по формуле (12.22), с нормативными значениями νс, определяющими границы групп X,Y и Z, см. табл. 12.6.

Таблица 12.6

Интервальные границы групп X, Y, Z

X Y Z Источник
Аникин Б.А, Гаджинский А.М.
Сергеев В.И.
Долгов А.П. Козлов В.К. Уваров С.А.
    Стерлигова А.Н.

Пример 12.5:

В таблице 12.7 представлена информация об изменении спроса на товары А-J. Необходимо произвести XYZ-анализ номенклатуры.

Критерием классификации служит статический коэффициент вариации – νс, определяемый по формуле (12.22). Границы групп определяются по данным табл. 12.6. Результаты расчетов приведены в таблице 12.7.

Таблица 12.7

XYZ-анализ номенклатуры (классический подход)

Период Позиции номенклатуры
Год Квартал А В С D E F G H I J
  I                    
II                    
III                    
IV                    
  I                    
II                    
III                    
IV                    
  I                    
II                    
III                    
IV                    
Среднее 319,2 319,17 319,2 365,19 184,3   82,99 203,4 118,4 406,2
СКО 16,63 16,629 16,63 90,49 46,77 58,39 31,6 97,15 42,16 72,32
К-т вар-ции,% 5,2 5,21 5,2   25,4 15,2 38,1 47,8 35,6 17,8
Группа (по Аникину и др.) X X X Y Y Y Z Z Z Y
Группа (по Сергееву, Долгову и др.) X X X Y Y X Y Y Y X
Группа (по Стерлиговой) X X X Y Y X Y Z Y X

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: