Взаимосвязь развития практики, техники и науки. Системный и комплексный подходы

На наш взгляд, необходимо в разработке науки об образовании человека последовательно реализовать три основных методологических принципа.

Принципы, которые мы формулируем в этом параграфе, оказываются не только многозначными, но и многосмысленными, если использовать психологический язык. В то же самое время эти принципы достаточно ригористичны - это значит, что они требуют не только своего понимания, согласия с собой - они требуют еще и своего неукоснительного исполнения. Принципы всех философий и во все времена были таковыми. Однако люди в своей жизни чаще руководствовались и продолжают руководствоваться не принципами философии (любви к мудрости), а принципами веры (просто любви или любви к богу). Поэтому, формулируя методологические принципы нашей работы, мы подчеркиваем, что они (принципы) не безусловны, каковыми всегда являются принципы (символы) веры. Преступление этих принципов не ведет к потере бога, (веры), не ведет к греху, за которое следует наказание по закону преступлений веры. Не согласие с этими принципами, или не исполнение их становится всего лишь фактом перехода на позиции другой философской доктрины. Это переход к иному пониманию мудрости, основ человеческой жизни, переход к другому представлению о мироздании, к другому пониманию мира, жизни, себя самого.

Методологические принципы - не принципы веры, они находятся в другой сфере, нежели сфера религии, однако, они даже более категоричны и императивны. Ведь преступление методологических принципов означает смену позиции, взгляда, точки зрения, понимания. Преступление методологических принципов - это всегда переворот сознания. Такой переворот на наш взгляд значительно более мощен, чем потеря веры или вероотступничество, так как, являясь переворотом сознания, он требует предельного напряжения человеческих сил, всей энергии личности и максимальных способностей деятельности. Итак, необходимы значительные душевные силы и силы духа, чтобы осуществился переход с одних методологических принципов на другие. И еще большие силы нужны для отстаивания своих методологических принципов. Реализовать принцип: «На том стою и не могу иначе!» - значительно труднее, чем принять формулу: «Мне скажут дело - я соглашусь».

Требование следования методологическим принципам во всяком исследовании связано с высоким рангом рефлексии ученого. Ученый должен сознательно представлять не только феноменальное содержание изучаемых явлений, но и способ своей собственной деятельности. Первоначально это требование было сформулировано в «принципе двойного знания», опирающегося на онтологическое и логическое понимание схемы «знакового замещения». Впоследствии требова­ние рефлексии на собственную деятельность было оформлено в методологии как доктрина деятельностного подхода.[3]

В разные периоды развития методологического движения принципы принимали различные формулировки. Мы формулируем их в том виде, как они оформились к моменту оформления авторской методологической позиции.[4]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: