double arrow

Примерный перечень учебных дисциплин

1. ФЛС - философия 2. КЛТ - культурология 3. ПЛТ - политология 4. АНС - антропософия 5. ТЕО - теософия 6. ТЕЛ - теология 7. УПР - управление 8. ЭКН - экономика 9. ИСТ - история 10. ЦЛ - социология 11. ПСХ - психология 12. ПДЛ - педология 13. МТМ - математика 14. ЛОГ - логика 15. ИНФ - информатика 16. ЛНГ - лингвистика 17. ИЯЗ - иностранные языки 18. РЯЗ - родной язык 19. ЕСТ - общее естествознание 20. ФЗК - физика 21. ХИМ - химия 22. БИО - биология 23. ФЗО - физиология 24. ЭКЛ - экология 25. ЭТЛ - этология 26. ВЛО - валеология 27. АСТР - астрономия 28. ГЕО - геология 29. ГРГ - география 30. МХК - мировая худ. Культура 31. МУЗ - музыка 32.ЛТР - литература 33. ИЗО - изобразитель­ное искусство 34. ФЛК - фольклор 35. ДЗН - дизайн 36. АРХ - архитектура 37. ТЕХ - технология 38. ТТМ - теория машин и механизмов 39. МРК - маркетинг 40. ТКОО - теория кооперации 41. ПДГ - педагогика 42. ФЗК - физкультура 43. МТД - методика 44. ВНС - стратегия войн 45. ПТН - патентоведение 46. ОП - Общее социальное право 47. ПРВ - школьное право 48. ВЧТ – вычисли­тель­ная техника

Предлагаемый перечень не претендует на исчерпывающую полноту учебных дисциплин университетского образования. Вместе с тем, этот список отражает основное содержание культурно оформленного знания о жизни человечества. Несомненно, решение о наборе конкретных учебных дисциплин и курсов обучения, определяется коллективом Центра по рекомендациям ментора и в соответствии с ситуацией. В данном случае необходимо учитывать возможности финансового обеспечения.

Финансовое обеспечение деятельности Центра необходимо предусматривать как многоканальное. Центр как конкретное социальное лицо может пользоваться самыми разными источниками финансирования вплоть до филантропических пожертвований. В нашем проекте укажем лишь основные источники, без наличия которых реализация проекта практически невозможна:

а) Государственный бюджет, выделяемый в качестве обеспечения организационного функционирования Центра по выполнению государственного заказа;

б) Бюджетные ассигнования на научные, проектные и практические разработки, выделяемые по системе Федеральных целевых и научно-технических программ, Региональных программ развития, "Грантов" от фондов на НИПы, осуществляемые Временными творческими коллективами Центра.

в) Ассигнования, выделяемые Центру учредителями;

г) Финансирование отдельных направлений деятельности Центра заинтересованными спонсорами;

д) Банковские и другие кредиты прибыльной деятельности Центра.

Достаточный объем финансирования деятельности Центра позволит ему создать главное для обеспечения полноценного образования студентов: материальные обстоятельства их жизни.

Техническое обеспечение деятельности Центра антропотехники - это дома и стены, это полы и потолки, метры и кубы воздуха, это столы и стулья, светильники, доски и проекторы - это предметная среда образования взрослых. Основное содержание нашего проекта в части технического обеспечения может быть сведено к простой формуле: обстоятельства обучения взрослых людей должны быть технически современными и эстетически совершенными. Некрасивый самолет действительно не летает. Это не метафора - это правда. Человек, образованный в безобразных условиях никогда не буде образован - он останется человеком безобразным.

Следует заметить, что во всех системах ресурсного обеспечения всегда имеются возможности взаимной компенсации. Уровень кадрового обеспечения может компенсировать недостатки возможностей технического обеспечения дополнительного образования. Этому есть примеры. Даже при наличии совершенно плохих материальных условиях образования на Философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в начале 60 годов на этом факультете формировалась современная элита гуманитарного сознания. Дело в том, что не смотря на ужасный туалет и плохие аудитории студенты получали возможность встречаться с В. Асмусом и Ж. Пиаже, Т. Айзерманом и В. Поршневым, Н. Бернштейном и А. Лурия, И. Петровским и А. Леонтьевым. “Кадры решают все” - это не сталинский лозунг - это человеческая мудрость.

Кадровое обеспечение, как это очевидно из предыдущего абзаца, создается за счет привлечения к работе на площадках центра профессоров высшей квалификации (заметим: дело не в дипломе, а в квалификации).

Кадровый потенциал Центра могут составить ученые, профессора, и специалисты, работающие в системах: академической науки, университетского образования, авторских школах, инновационных фирмах, общественных объединениях и частных фирмах. Для центров дополнительного образования, создаваемых на пространствах нашей страны, кадровый потенциал организации может быть создан за счет приглашения профессоров и их включения в составы научного и специализированных советов.

Кадровый состав центра может формироваться по двум основным линиям кадрового набора: во-первых, по принципу известности имени, школы, организации и, во-вторых, по оценке со стороны студентов первых демонстрационных занятий того или иного профессора. И тот, и другой принцип одинаково эффективны при наличии коллектива, сплоченного вокруг проектной идеи [38].

Научное обеспечение деятельности центра уже есть. Оно обеспечено заделом в решении проблем: комплексной организации наук о человеке (эргономика В.Зинченко, или современная антропология А.Тюкова), комплексной эргономической экспертизы социальных проектов и комплексной общественной экспертизы (В.Мунипов, А.Тюков), высшего профессионального гуманитарного образования (А. Вербицкий, И. Зимняя), дидактики развивающего обучения (В.Давыдов, Н. Талызина). На современном уровне является разработанным организационный механизм непрерыв­ного программирования комплексных социально-экономических проек­тов и формы организации инновационной деятельности в сфере обра­зования (Е. Подосенова, А. Тюков). Разработанными и практически апробированными являются новые формы и активные методы высшего образования с использованием интенсивных технологий (Ф. Василюк, Ю. Громыко, И. Ильясов, А. Тюков). Проблема научного обеспечения деятельности Центра состоит не только в формировании фундаментальной библиотеки названных и многих других работ (хотя она тоже нужна) и не столько. На сегодняшнем этапе это проблема формирования коллектива кафедры из ученых, способных к межпрофессиональной коммуникации и владеющих современным фундаментом наук о человеке.

Информационное обеспечение. Авторы проекта располагают банком данных по основным концепциям комплексных разработок и кадров, привлечение которых обеспечит развитие Центра. Кроме того к информационному обеспечению центра могут быть привлечены разработки по банкам данных в области общественных наук ИНИОН РАН (П. Малиновский) и ГБ им. К.Д. Ушинского. Решение этой задачи в современных условиях тесно связано с формированием сетей компьютерного информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения необходимо выделить два аспекта: создание собственных фондов и организация постоянного информационного взаимодействия как внутри университета, так и между университетами в системе высшего образования. Однако в современной ситуации в системе высшего образования именно формы оперативного взаимодействия оставляют желать лучшего.

Прогноз последствий. Состояние системы управленческого обеспечения развития “предмета” программной деятельности полностью и без остатка определяют эффективность контроля выполнения плана и достоверность предвидения результатов реализации всей Программы в целом. Таким образом, в циклах от выбора ценностей до оценки результатов реализации направлений программы осуществляется непрерывный процесс социального взаимодействия образованных и образовывающихся людей - процесс проблематизации жизненных обстоятельств в движении к будущему и развитие программы и человека: процесс непрерывного программирования человеческого развития.

Фундаментальные знание о процессах образования человека в периоды взрослости и зрелости, которые могут быть положены в основу реализации предлагаемой программы, сформированы и сформулированы. Специально мы их рассмотрим в следующем разделе. Эти знания конституируют корпус теоретических разработок в конкретных системах психологических и педагогических наук, осуществляемых в рамках комплексного подхода к изучению человека - современной общей антропологии.

В заключении еще раз напомним, что проблема управленческого обеспечения создания и развития решается в подсистеме организации всего процесса специальной подготовки в Центре. Образование в центре должно стать соединением, комплексом исследовательской, проектной и практической деятельности студентов. Всякий университет готовит мастеров и докторов, иначе он не может носить название Университета.

Таким образом, подсистемы кадрового, научного и мы можем сказать, информационного обеспечения тесно связаны между собой. Эта связь - есть связь людей, принимающих предлагаемый проект как свой собственный. Принятие данного проекта общественными и конечно государственными деятелями региона является не только условием его успешной реализации, но и единственным критерием его социальной реальности.

Все сказанное - это опыт реализации современной технологии социального проектирования, а именно, “непрерывного программирования” человеческой профессиональной жизни в сфере образования, осуществленного автором в ГКНТ (1985), АН СССР (1989-1990), Министерстве образования Российской Федерации (1990-95) годах.

Все предлагаемые разработки направлены на достижение двоякой, но единой цели: во-первых, восстановление функций сферы образования в мировой цивилизации, а именно: воспроизводство жизни, как всего человечества, так и отдельного человека, во-вторых, возрождение действительного и полноценного образования на огромных пространствах России.

Всех, кто разделяет идеи гуманизма в образовании человека и для кого безусловной ценностью остается сохранение жизни человечества на земле, этими документами мы приглашаем к объединению, вне зависимости от конкретных профессиональных или гражданских интересов, вне зависимости от политических или религиозных взглядов, вне зависимости от статуса и общественного положения. Мы глубоко уверены в том, что если мы будем разделять общечеловеческие ценности, то никакие различия не помешают нам, понимая друг друга, создать и осуществить комплексную программу развития образования. Наш опыт комплексного программирования позволяет оставаться в этой уверенности.

Результатами этой программы станет создание социо-культурных условий начала выхода человечества из мирового кризиса образования, а значит и надежды на разумное разрешение социально-политических кризисов современной истории.

Комплексные программы, их разработка, создание и реализация являются такими общественными формами, которые объединяют все элементы социальных процессов в единый механизм и, главное, создают практически осмысленную систему сотрудничества субъектов социального взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: