Обучение как формирование способностей к общественной жизни. Закон последовательности освоения организационных форм совместной деятельности. Закон непрерывности в социальном обучении. Закон возрастной релевантности освоения форм взаимодействия. “Дедовщина с первого класса”. Закон сознательности и игры в социальном обучении.
Формирование способностей жить в обществе и психотехники интериоризации. Способность как интериоризованный способ взаимодействия. Явления предметной редукции в дидактике.
Типы человеческих объединений и овладения способами жизни в них.
Основания таксономии человеческих объединений. "Человек общественный". Критерии типологической классификации: основание объединения, структура отношений, функциональные места, психологические процессы. Шесть типов объединений. Корпорация и закон уровня некомпетентности. Отряд и его поход. Ограниченности коллективов. Стагнация коллективной организации деятельности. Свобода и равноправие ассоциации. Социальная защищенность ассоциаций. Компания и младшие школьники. Площадь со своими законами и своей глупостью. Психология толпы.
|
|
Возрастные особенности обучения разным уровням события. Возрастная сензитивность формирования способностей к объединениям детей. Функциональная и социальная грамотность.
Контрольные вопросы
1. Личность, сознание и деятельность как образующие пространства развития субъективности.
2. Основной закон образования человека.
3. Законы воспитания: закон гармонии развития свойств, закон соответствия формирования, закон опережающего развития личности воспитателя.
4. Законы формирования сознания: плюрализм сознаний, закон принятия сознания другого, закон диалога в духовестии.
5. Законы формирования способностей: закон непрерывности обучения, закон соответствия предметности взаимодействий..
6. Проблема социального обучения.
7. Социальное и предметное обучение.
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 9. Периодизация развития и закон соответствия ступеней образования эпохам развития.
Закон периодизации психического развития в образовании (второй закон образования). Эпохи и периоды возрастной периодизации развития. Возрастные кризисы развития. Понятие кризисов развития в различных направлениях психологии образования. Закон соответствия ступеней образования этапам психического развития. Содержание, методы и формы образования на разных ступенях образования.