Прибор «Гироскоп-снаряд» применяется при показе устойчивости в полете вращающегося снаряда. Гироскоп-снаряд (рис. 83) по форме соответствует артиллерийскому снаряду или пуле. Внутри прибора, изготовляемого из листового железа, помещается электромотор, вращающий маховик. Задний конец оси маховика вращается в шариковом подшипнике. Снаряд при помощи рамки и вращающегося стержня подвешивается и уравновешивается шайбами, навертываемыми на стержень головки, на подставке.
Сначала руководитель показывает снаряд с невращаю-щимся маховиком. В этом случае снаряд при внешнем воз-
действии может принимать самые различные положения (кувыркаться, опрокидываться, вращаться вокруг стержня). После включения мотора маховик начинает вращаться и снаряд приобретает устойчивость, т. е. он как бы сопротивляется прикладываемым к нему силам, стремясь сохранить прежнее положение. Этот эффект называется гироскопической устойчивостью.
Рис. 83. Прибор «Гироскоп-снаряд»:
/-головка; 2 — маховик; 3— отверстие; 4 — задняя опора маховика;
|
|
5 — дно; 6 — подшипник; 7 — полуось; 8 — рамка; 9 — стержень; 10 —
электропровод
Прибор можно использовать при объяснении природы деривации и прецессии. Для этого ось снаряда ставят под небольшим углом к горизонту и к головной его части снизу прикладывают небольшое усилие, например, слегка нажимая на него острием карандаша или спичкой. Нетрудно заметить, как в результате этого головная часть снаряда начинает совершать коническое движение и снаряд вместе с рамкой поворачивается (отклоняется) вправо. Это явле-
ние можно продемонстрировать и без непосредственного воздействия на снаряд, если на головную часть направить сильный поток воздуха с помощью комнатного вентилятора или из сопла макета аэродинамической трубы.
Прибор «Местное поражаемое пространство»
При изучении элементов траектории и поражаемого пространства на наклонной местности применяется учебный прибор, показанный на рис. 84.
Основанием прибора служит фанерный щит размером 120 X 85 см. К щиту неподвижно прикрепляются две планки. В левой планке через 4 см просверлены отверстия для выступа на макете оружия с линией возвышения. Макет оружия изготовляется из фанеры или жести. Помещая выступ макета оружия в различные отверстия, оружию придают различные углы возвышения и превышения над целью. Расстояние между двумя соседними отверстиями можно принять за 10 м высоты местности и провести через них горизонтальные линии, обозначив их на правой поперечной планке: 10, 20 м и т. д. — вверх и вниз от линии горизонта оружия, принятой за нулевое положение. Высота пересечения горизонтальных линий с правой планкой обозначена в метрах с правой стороны. На высоте местности 0 (горизонт оружия) на винте с барашком вращается рельефная планка. Ее наклон к горизонту оружия определяется на дугообразной шкале и фиксируется винтом с барашком. Траектория, линия прицеливания и линия падения изготовляются из сталистой проволоки и окрашиваются в различные цвета. Траектория в точке вылета прикрепляется к макету оружия, а в точке падения скрепляется С линией падения и размещается в рельефной планке так, чтобы она могла перемещаться вдоль нее при изменении угла ската и высоты местности (оружия). В. рельефной планке сделан паз для перемещения по нему различных целей.
|
|
На занятиях по изучению основ стрельбы, используя данный учебный прибор, можно показать (или потребовать, чтобы показали обучаемые): все элементы траектории (точки вылета, падения, прицеливания; линии прицеливания, возвышения, падения, ската; углы прицеливания, падения, встречи, ската, места цели и т. д.); поражаемое пространство на наклонной местности, его зависимость от Крутизны траектории, ската и угла места цели; дальность Прямого выстрела и др.
Порядок использования прибора покажем на примере Дальность стрельбы 600 м. Бегущие фигуры (мишень №8)' перемещаются по встречному скату крутизной 5°. Ручной пулемет Калашникова находится выше цели на 10 м. Показать и определить величину поражаемого пространства на наклонной местности (Ппм).
После уяснения условий обучаемый устанавливает ору-
жие в первое отверстие выше горизонта оружия, совмещает указатель рельефной планки с делением 5° и уточняет наблюдением через отверстие в его дугообразной шкале правильность установки, вставляет в паз цель и перемещает ее по планке от точки падения до тех пор, пока высота траектории не начнет превышать высоту цели (голова фигуры коснется траектории). Расстояние, на которое была перемещена цель, и будет поражаемым пространством на наклонной местности.
Затем руководитель приказывает второму обучаемому показать угол встречи, углы, из которых он слагается (угол падения, угол места цели и угол ската), и определить его величину.
Взяв из таблицы, помещенной на щите, угол падения, определив угол места цели и угол ската в тысячных, обучаемый получит угол встречи, равный 85 тысячным. Подставляя величину этого угла в формулу
он находит поражаемое пространство на наклонной местности; в нашем примере Ппм равно 18 м.