Прибор «Гироскоп-снаряд»

Прибор «Гироскоп-снаряд» применяется при показе устойчивости в полете вращающегося снаряда. Гироскоп-снаряд (рис. 83) по форме соответствует артиллерийскому снаряду или пуле. Внутри прибора, изготовляемого из ли­стового железа, помещается электромотор, вращающий маховик. Задний конец оси маховика вращается в шарико­вом подшипнике. Снаряд при помощи рамки и вращающе­гося стержня подвешивается и уравновешивается шайба­ми, навертываемыми на стержень головки, на подставке.

Сначала руководитель показывает снаряд с невращаю-щимся маховиком. В этом случае снаряд при внешнем воз-


действии может принимать самые различные положения (кувыркаться, опрокидываться, вращаться вокруг стерж­ня). После включения мотора маховик начинает вращаться и снаряд приобретает устойчивость, т. е. он как бы сопро­тивляется прикладываемым к нему силам, стремясь сохра­нить прежнее положение. Этот эффект называется гироско­пической устойчивостью.

Рис. 83. Прибор «Гироскоп-снаряд»:

/-головка; 2 — маховик; 3— отверстие; 4 — задняя опора маховика;

5дно; 6 — подшипник; 7 — полуось; 8рамка; 9стержень; 10

электропровод

Прибор можно использовать при объяснении природы деривации и прецессии. Для этого ось снаряда ставят под небольшим углом к горизонту и к головной его части сни­зу прикладывают небольшое усилие, например, слегка на­жимая на него острием карандаша или спичкой. Нетруд­но заметить, как в результате этого головная часть снаряда начинает совершать коническое движение и снаряд вместе с рамкой поворачивается (отклоняется) вправо. Это явле-


ние можно продемонстрировать и без непосредственного воздействия на снаряд, если на головную часть направить сильный поток воздуха с помощью комнатного вентиля­тора или из сопла макета аэродинамической трубы.

Прибор «Местное поражаемое пространство»

При изучении элементов траектории и поражаемого пространства на наклонной местности применяется учеб­ный прибор, показанный на рис. 84.

Основанием прибора служит фанерный щит размером 120 X 85 см. К щиту неподвижно прикрепляются две план­ки. В левой планке через 4 см просверлены отверстия для выступа на макете оружия с линией возвышения. Макет оружия изготовляется из фанеры или жести. Помещая вы­ступ макета оружия в различные отверстия, оружию при­дают различные углы возвышения и превышения над целью. Расстояние между двумя соседними отверстиями можно принять за 10 м высоты местности и провести через них горизонтальные линии, обозначив их на правой по­перечной планке: 10, 20 м и т. д. — вверх и вниз от линии горизонта оружия, принятой за нулевое положение. Вы­сота пересечения горизонтальных линий с правой планкой обозначена в метрах с правой стороны. На высоте мест­ности 0 (горизонт оружия) на винте с барашком вращает­ся рельефная планка. Ее наклон к горизонту оружия опре­деляется на дугообразной шкале и фиксируется винтом с барашком. Траектория, линия прицеливания и линия паде­ния изготовляются из сталистой проволоки и окрашивают­ся в различные цвета. Траектория в точке вылета прикреп­ляется к макету оружия, а в точке падения скрепляется С линией падения и размещается в рельефной планке так, чтобы она могла перемещаться вдоль нее при изменении угла ската и высоты местности (оружия). В. рельефной планке сделан паз для перемещения по нему различных целей.

На занятиях по изучению основ стрельбы, используя данный учебный прибор, можно показать (или потребо­вать, чтобы показали обучаемые): все элементы траекто­рии (точки вылета, падения, прицеливания; линии прице­ливания, возвышения, падения, ската; углы прицеливания, падения, встречи, ската, места цели и т. д.); поражаемое пространство на наклонной местности, его зависимость от Крутизны траектории, ската и угла места цели; дальность Прямого выстрела и др.





 

Порядок использования прибора покажем на примере Дальность стрельбы 600 м. Бегущие фигуры (мишень №8)' перемещаются по встречному скату крутизной 5°. Ручной пулемет Калашникова находится выше цели на 10 м. По­казать и определить величину поражаемого пространства на наклонной местности (Ппм).

После уяснения условий обучаемый устанавливает ору-

жие в первое отверстие выше горизонта оружия, совме­щает указатель рельефной планки с делением 5° и уточ­няет наблюдением через отверстие в его дугообразной шкале правильность установки, вставляет в паз цель и пе­ремещает ее по планке от точки падения до тех пор, пока высота траектории не начнет превышать высоту цели (го­лова фигуры коснется траектории). Расстояние, на которое была перемещена цель, и будет поражаемым пространст­вом на наклонной местности.

Затем руководитель приказывает второму обучаемому показать угол встречи, углы, из которых он слагается (угол падения, угол места цели и угол ската), и опреде­лить его величину.

Взяв из таблицы, помещенной на щите, угол падения, определив угол места цели и угол ската в тысячных, обу­чаемый получит угол встречи, равный 85 тысячным. Под­ставляя величину этого угла в формулу

он находит поражаемое пространство на наклонной мест­ности; в нашем примере Ппм равно 18 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: