Для изучения элементов траектории, ее свойств и правил стрельбы целесообразно на одной из стен класса огневой подготовки изготовить учебный прибор «Подвижная траектория» (рис. 85).
Этот прибор изготовляется в определенном масштабе по отношению табличных данных. Основание этого прибора целесообразно иметь размером 4,5 X 1,5 м.
Учебный прибор состоит из основания, подвижного щита со снопом траектории, щита местности со шкалой дальности, набора целей и тросов с противовесами
Основанием прибора является фанерный щит, окаймленный по краям планками. На щите укреплены: направляющие рейки с пазами для вертикального перемещения
X 135
по ним щита местности; планки с отверстиями для фиксации положения этого щита; коробки, в которых двигаются тросы с противовесами; ролики для тросов щита местности и подвижного щита; шкала углов места цели в тысячных, шкалы в сантиметрах на коробках для отмечания положения щита местности по высоте. Кроме того, на основании имеется отверстие для болта, вокруг которого поворачиваются подвижной щит и секторный вырез для второго болта с барашком, которым щит закрепляется в приданном положении.
|
|
Подвижной щит левым нижним углом надевается на болт. Правый конец щита уравновешивается грузом, подвешенным на тросе, который проходит через ролики в правом верхнем углу основания. К щиту прикрепляются нарисованная на плотной бумаге средняя траектория и крайние траектории снопа рассеивания. Сердцевинную полосу рассеивания по высоте можно выделить каким-либо
цветом.
Таких траекторий желательно иметь несколько через каждые 200—300 м, начиная с дальности стрельбы 500 м.
На рис. 85 показаны средняя траектория и сноп рассеивания на дальность 1500 м. При этом каждым 100 м дальности соответствуют 25 см на щите местности, а I м превышения траектории—1 см на подвижном щите.
К щиту местности прикрепляются шкала дальности, размеченная через 100 м, и фиксаторы щита. На оборотной стороне имеются полозки для перемещения по ним рельефа местности, а по концам—скобы для присоединения к щиту тросов с уравновешивающими грузами.
При нанесении углов скатов на рельефе местности надо в рассматриваемом примере углы увеличивать в 4 раза, так как масштаб превышений траекторий над линией прицеливания крупнее масштаба дальности в 4 раза.
При проведении занятий за горизонт оружия принимается нижний обрез подвижного щита. Линия прицеливания и другие линии обозначаются цветными шнурами. За линию прицеливания берется линия, проходящая через ось вращения подвижного щита и выбранную точку прицеливания. Если точка прицеливания выбрана на горизонте оружия и дальность до нее соответствует целым сотням метров, то на противоположном конце этой линии можно нанести установки прицела (шкалу прицелов).
|
|
На занятиях предлагаемый прибор может быть использован не только для изучения элементов траектории и по-
ражаемого пространства (которое без всяких вычислений находят на щите местности), но и при определении глубины поражаемой зоны, превышения средней траектории над линией прицеливания, при корректировании огня, нахождении пределов рассеивания в глубину и решении других задач.