Учебно-тренировочные ручные гранаты

Учебно-тренировочные ручные гранаты (рис. 89) при­меняются при первоначальном обучении заряжанию гра­нат, изучении правил обращения с ними, разучивании

Рис. 89. Учебно-тренировочные ручные гранаты:

1 — Ф -1 2— РГ-42; 3— РГД-5; 4 — РПГ-43

приемов их метания, а также в последующих трениров­ках, проводимых с целью выработки сноровистых дейст-вийпри метании гранат из различных положений с земли И бронетранспортера.

Учебно-тренировочные гранаты представляют собой охолощенные боевые гранаты или специально изготовлен­ные болванки, корпуса которых вместо разрывного за-





ряда заполняются до требуемого веса песком или обрез­ками металла, Механизм запала учебно-тренировочной гранаты такой же, как и у боевой гранаты, только вместо собственно запала применяются деревянные или металли­ческие их макеты. В корпусе запала просверливается сквозное отверстие для предохранительной чеки, делается углубление для верхнего конца спускового рычага и на­носится резьба для присоединения макета запала к кор­пусу гранаты.

Непосредственно в частях могут изготовляться свои­ми средствами болванки гранат.

Корпус болванки гранаты (рис. 90) вытачивается из круглого железа. Вес болванки доводится до веса боевой

Рис. 90. Болванки учебно-тренировочных гранат:

о — РГД-5; б — РГ-42; в — РПГ-43; 7 — корпус болванки; 2 — имитационный запал; 3 — предохрани­тельная чека; 4 — спусковой рычаг; 5 — кольцо

гранаты путем внутренней расточки корпуса. С целью упрощения болванок не следует делать кольцевого вы­ступа (например, у гранаты РГД-5) или насечек на кор­пусе (например, у гранаты Ф-1). Имитационный запал вы­тачивается также из круглого железа, а резьба на нем должна точно соответствовать резьбе корпуса болванки. Спусковой рычаг обычно изготовляется из листового же­леза, предохранительная чека — из мягкой стальной про­волоки, кольцо — из жесткой проволоки.

Болванки учебных гранат и запалов могут быть изго­товлены также из пластмассовых или капроновых отходов.

Для отличия учебно-тренировочных гранат от боевых необходимо окрашивать их в черный цвет и на боковых поверхностях корпусов делать надпись «Уч». Вначале на учебно-тренировочных ручных гранатах солдаты обучают-


• я заряжанию, разряжанию гранаты и изучают меры предосторожности в обращении с ними и при их пере­носке.

Заряжание гранат включает присоединение запала к корпусу гранаты. Если запал свободно не ввинчивается, то чрезмерных усилий применять не надо, так как при обращении с боевой гранатой это может привести к взры-ву. В этом случае следует протереть трубку гранаты и снова попытаться ввинтить запал. Если и после этого за­пал свободно не ввинчивается, то на занятиях надо до­ложить командиру и по его приказанию присоединить к гранате новый запал.

Для обучения метанию гранат из-за укрытий необходи­мо подготовить в гранатометном городке соответствующие укрытия и на определенных расстояниях от них устано­вить цели.

<.

Учебно-имитационные ручные гранаты

При обучении применяются учебно-имитационная руч­ная наступательная граната (УРГН), учебно-имитационная ручная оборонительная граната (УРГ) и учебно-имитаци­онная ручная противотанковая граната (УПГ), которые по своей форме и по весу соответствуют боевым грана­там. Эти гранаты при падении имитируют эффект взры­ва, что значительно активизирует занятие и повышает заинтересованность, а также ответственность обучаемых. Имитационные гранаты с успехом могут применяться так­же на боевых стрельбах и на тактических учениях вместо боевых гранат.

Учебно-имитационные ручные наступательные и оборо­нительные гранаты состоят Из корпуса и имитационного запала (рис. 91).

Корпус гранаты УРГН по своему внешнему виду ана­логичен корпусу боевой гранаты. Он сваривается из ме­таллического листового железа. Внутри корпуса припаи­вается трубка, которая проходит корпус насквозь. В верх­нюю часть ее ввинчивается запал. Нижняя часть трубки немного выступает из корпуса; это обеспечивает усиле­ние звука при взрыве имитационной части запала, а так­же выход пороховых газов. Для отличия от боевой гра­наты корпус учебно-имитационной гранаты УРГН окра­шен в черный цвет; на выступающей из корпуса верхней части трубки нанесен отличительный знак «УРГН».


Рис. 91. Ручные учебно-имитационные гранаты: а — УРГН; б-УРГ; / — корпус; 2 — запал

Корпусом гранаты УРГ служит корпус осколочной гра­наты Ф-1. В его домной части просверлено отверстие. Корпус гранаты УРГ окрашен также в черный цвет, с двумя белыми полосами—одной продольной и одной по­перечной.

Имитационный запал (рис. 92) предназначен для ими­тации взрыва гранаты у цели. Он состоит из воспламеняю­щего механизма, ниппеля и имитационной части. Имита­ционный запал является единым; он подходит к гранатам УРГН и УРГ.


Воспламеняющий механизм служит для воспламенения капсюля имитационной части запала. Внутри трубки вос­пламеняющего механизма помещаются: ударник, боевая пружина, шайба ударника, верхний конец спускового ры­чага и предохранительная чека.

Ниппель предназначен для соединения имитационной части запала с воспламеняющим механизмом, кроме того, он предохраняет воспламеняю­щий механизм от загрязнения и повреждения при взрыве заряда.

Имитационная часть служит для имитации звука и дымового эффекта разрыва гранаты. Она состоит из втулки замедлителя и гильзы. Во втулке помещается по­роховой замедлитель, а в гильзе— заряд дымного пороха.

Рис. 92. Имитационный за­пал: а —имитационная часть запала; б—ниппель; в — воспламеняю­щий механизм; / — втулка за­медлителя; 2 — гильза с заря­дом; 3 — спусковой рычаг; 4 — предохранительная чека с коль­цом

Все части учебно-имитационной гранаты, кроме ударника и имитационной части запала, ис­пользуются многократно и имеют различный срок службы. Поэтому в комплекте к каждому корпусу гранаты и воспламеняющему ме­ханизму запала предусмотрено: имитационных частей запалов — 100; ударников — 100; трубок с резьбой и направляющими шай­бами — 3; спусковых рычагов — 10; предохранительных чек—10; колец — 2; шайб Ударни­ка—10.

При обучении заряжанию и метанию следует соблю­дать те же меры безопасности, приемы и правила мета­ния, которые предусмотрены для боевых ручных гранат. Особое внимание следует обращать на плотное прижатие спускового рычага запала к корпусу гранаты, выпрямле­ние концов предохранительной чеки и выдергивание ее за кольцо.

Перезаряжание имитационного запала для повторного броска производится при помощи специальной оправки (рис. 93), которая предусматривается в комплекте к гра­нате.

 

Для перезаряжания запала и подготовки гранаты к


 
 


повторному броску необходимо подобрать брошенную гра­нату и отделившийся от нее при броске спусковой рычаг. К спусковым рычагам для облегчения их отыскания рекомендуется привязывать небольшие цветные ленточки. У подобранной гранаты следует вывинтить из корпуса запал и взять его в левую руку; правой рукой вывинтить из ниппеля оставшиеся после взрыва имитационные ча­сти, после чего вывинтить ниппель; при этом надо быть очень внимательным, чтобы не потерять боевую пружину И шайбу ударника.

Рис. 93. Оправка для перезаряжания ими­тационного запала

При снаряжении запала надо вставить новый ударник жалом в отверстие оправки, сверху надеть на него шайбу и боевую пружину, а затем вставить все это в трубку воспламеняющего механизма и сжать боевую пружину. Удерживая оправку, вставить вилку спускового рычага в проточку ударника и, прижимая рычаг к корпусу труб­ки воспламеняющего механизма, вставить предохранитель­ную чеку и развести ее концы в противоположные сто­роны. После этого необходимо вынуть оправку, ввинтить ниппель в трубку воспламеняющего механизма, а в нип­пель ввинтить имитационную часть. Запал снаряжен и готов к повторному применению.

При ввинчивании имитационной части следует соблю­дать особую осторожность, обращая внимание на то, чтобы ударник был взведен и удерживался вилкой спуско­вого рычага. Несоблюдение этого правила может приве­сти к взрыву капсюля-воспламенителя и ожогам рук и лица.

После пяти — шести метаний одной гранатой необхо­димо удалять нагар из отверстия ниппеля, так как при взрыве заряда, состоящего из дымного пороха, оно силь­но загрязняется. Соблюдение этих правил намного удли­нит срок работы частей запала.

Учебно-имитационная ручная противотанковая граната УПГ предназначается для обучения обращению с ручны­ми противотанковыми гранатами и приемам их метания.


Учебно-имитационная ручная противотанковая граната (рис. 94), так же как и боевая граната, состоит из трех основных частей: корпуса, учебного запала и рукоятки. Поверхность гранаты окрашена в черный цвет.

Рис. 95. Корпус учебно-имитационной ручной противотанковой гранаты УПГ: /—оболочка; 2 — дно; 3 — крышка; 4 — стволик; 5 — трубка

Корпус учебной грана­ты УПГ (рис. 95) состоит из оболочки, в центре ко­торой закреплен стволик. Канал стволика со сторо­ны выступающей части имеет патронник, в кото­рый вставляется учебный запал, и два радиально расположенных отвер­стия, соединенных с обо­лочкой трубками. На вы­ступающем конце стволи­ка имеется резьба, служа­щая для соединения кор­пуса с рукояткой. Ради­ально расположенные от­верстия в корпусе служат для обеспечения сохран­ности стволика при сраба­тывании гранаты по мяг­кому грунту, когда дуль­ный срез канала стволика будет закрыт. Корпус гранаты может быть использован многократно.

Учебный запал предназначен для создания звукового и дымового эффекта при встрече учебной гранаты с пре­градой.

Учебный запал (рис. 96) состоит из бумажной гильзы, капсюля-воспламенителя, заряда дымного пороха и кар­тонных пыжей. Он заменяется после каждого броска.

Рукоятка (рис. 97) служит для удобства метания гра­наты и состоит из корпуса рукоятки, трех предохраните­лей, накольного механизма и стабилизатора. В корпусе рукоятки размещаются предохранители, накольный меха­низм, стабилизатор и выталкивающая пружина.

Первый предохранитель — шплинт с кольцом — обеспе­чивает безопасность гранаты при обращении и выдерги­вается перед метанием. Второй предохранитель размещен внутри рукоятки и состоит из чеки, головки чеки, втулки, пружины второго предохранителя, шайбы, шариков и пет-


ЛИ. Узел второго предохранителя неразборный. Второй предохранитель обеспечивает безопасность гранаты в мо­мент метания и выключается автоматически во время по­лета гранаты при отделении откидной планки от корпуса рукоятки и выталкивании стабилизатора.

Третий предохранитель —предохранительная пружина накольного механизма, которая препятствует срабатыва-

Рис. 96. Учебный запал УПГ:

/ — бумажная гильза; 2 — капсюль-воспламенитель; 3 — заряд дымного пороха; 4 — картонные пыжи

рию накольного механизма на траектории полета и обес­печивает его срабатывание при встрече гранаты с пре­градой.

Накольный механизм рукоятки состоит из опорной втул­ки, жала, стопорных винтов, головки ударника, корпуса ударника, контрвинта, грузика, втулки с резьбой, опорной шайбы и предохранительной пружины. Для обеспечения нормальной работы накольного механизма опорная шай­ба закреплена в корпусе рукоятки при помощи кернения.

Принцип действия накольного механизма инерцион­ный; накол капсюля-воспламенителя учебного запала про­исходит при встрече гранаты с преградой.

Стабилизатор обеспечивает удар гранаты головной ча­стью при встрече с целью. Он состоит из матерчатого стабилизирующего колпака, двуперых пружин, кольца стабилизатора и футляров (лодочек). Футляры соединены со стабилизирующим колпаком капроновой лентой.

Стабилизирующее устройство в целом соединено с ру­кояткой при помощи капроновой ленты, продетой через витки двуперых пружин и петлю второго предохранителя. Концы ленты связаны между собой обыкновенным узлом.

Наличие в учебно-имитационной гранате стабилизато-




pa обеспечивает необходимую дальность и меткость бро­ска гранаты.

• Перед метанием учебно-имитационных гранат необхо­димо: отвинтить рукоятку, вставить учебный запал в па­тронник корпуса гранаты и навинтить рукоятку до отказа. Затем взять гранату в правую руку за рукоятку, плотно прижимая четырьмя пальцами откидную планку, и левой рукой выдернуть шплинт. Граната готова к броску.

После броска гранаты под действием пружины отде­ляется откидная планка, из корпуса рукоятки вытал­кивается стабилизирующее устройство и выключается вто­рой предохранитель. Граната летит головной частью впе­ред, а ее накольный механизм становится в боевое поло­жение.

При встрече гранаты спреградой ударник под дейст­вием силы- инерции грузика продвигается вперед, сжи­мая головкой предохранительную пружину. При этом жало накалывает капсюль-воспламенитель учебного за­пала, что вызывает быстрое сгорание порохового заряда и обеспечивает звуковой и дымовой эффект.

При сборке рукоятки для повторного броска следует правой рукой оттянуть колпак стабилизатора за футляры (лодочки) вверх до отказа и перегнуть; большими и сред­ними пальцами обеих рук сложить двуперые пружины до соприкосновения их противоположных концов; соединить все четыре конца двуперых пружин вместе; свисающим конусом колпака стабилизатора туго обвернуть пружину, начиная снизу, так, чтобы место крепления футляров оказалось у концов пружины. Свернутый колпак стаби­лизатора с пружинами вложить в футляры (лодочки), при этом концы пружины должны находиться в футляре.

Собранный стабилизатор следует вставить в корпус рукоятки и проверить свободное перемещение его. Придер-. живая стабилизатор большим пальцем левой руки, утопить его до отказа и поставить вилку таким образом, чтобы стабилизатор упирался в длинные концы вилки, а корот­кие концы вилки зашли за буртики рукоятки, при этом скос конца рукоятки должен находиться против выреза вилки. Завести язычок откидной планки в прямоугольное отверстие корпуса рукоятки, поджать планку упором руки в короткое плечо и, обхватив рукоятку другой рукой, прижать откидную планку досвободного входа ушка рукоятки в окно планки и зашплинтовать. После этого снять с рукоятки принадлежность для повторной сборки


и, отвинтив рукоятку от корпуса, проверить состояние жала. Притупившееся жало заменяется запасным, для чего необходимо ослабить отверткой стопорные винты, уда­лить жало и вставить новое, после чего стопорные винты закрепить и надеть опорную втулку.

Жало не должно выступать над опорной поверхно­стью опорной втулки. Если обнаружится, что оно высту­пает за счет продвижения ударника, необходимо снять опорную втулку, надеть ее отверстием на жало, дослать головку ударника до упора (до щелчка) и вновь надеть опорную втулку. Если жало все-таки выступает, необхо­димо снять опорную втулку, ключом отвернуть на три — четыре оборота накольный механизм, вновь довернуть его до отказа и опорной втулкой утопить ударник до щелчка. Если щелчка не последует, необходимо вывернуть наколь­ный механизм и проверить правильность его сборки.

После проверки состояния жала надо извлечь гильзу учебного запала из стволика корпуса при помощи комби­нированной принадлежности и навинтить рукоятку на

корпус.

Когда все это будет выполнено, граната готова к по­вторному действию.

Независимо от количества метаний после окончания занятия производить полную разборку гранаты, чистку и смазку деталей, замену жала, сборку гранаты. Замену стабилизатора в зимних условиях производить в случае

его смерзания.

Отказавшую в действии учебно-имитационную гранату следует разобрать, для чего на месте ее падения, не поднимая взять гранату за корпус и прижать к земле так, чтобы отверстия на корпусе были открыты; правой рукой отвинтить рукоятку; взять корпус и вынуть учебный за­пал. После этого надо подготовить учебную гранату к повторному метанию. Отказавший учебный запал может быть использован вновь.

Для чистки корпуса гранаты необходимо отвернуть рукоятку от корпуса гранаты, удалить нагар из стволика и грязь с поверхности корпуса; промыть корпус в воде или щелочном составе; протереть все поверхности корпуса сухой ветошью или паклей (канал стволика — при помощи комбинированной принадлежности, а боковые отверстия — при помощи отвертки от комбинированной принадлежности).

Для чистки рукоятки гранаты следует при помощи отвертки и принадлежности для повторной сборки извлечь



упорное 'кольцо из корпуса рукоятки; отделить от ру­коятки стабилизатор со вторым предохранителем и вы­талкивающую пружину; механизм второго предохрани­теля, металлические части стабилизатора и выталкиваю­щую пружину протереть сухой ветошью или паклей; снять опорную втулку;- отвинтить стопорные винты и извлечь жало. После этого отвинтить резьбовую втулку, извлечь грузик и разобрать накольный механизм. Для этого надо взять механизм в левую руку, вставить правой рукой гаечный ключ в прорези корпуса ударника и, придержи­вая его большим и указательным пальцами левой руки, вставить правой рукой отвертку в центральное отверстие корпуса ударника и отвернуть контрвинт на два — три оборота; после этого правой рукой отвернуть головку ударника и отделить ее. Затем снять с корпуса ударника резьбовую втулку с пружиной, при этом корпус ударника и шарики должны оставаться в левой руке. Из централь­ного отверстия резьбовой втулки извлечь предохрани­тельную пружину; вывинтить контрвинты из корпуса удар­ника при помощи отвертки, вставленной в центральное отверстие корпуса ударника, и произвести чистку всех деталей.

Сборка рукоятки после чистки производится в такой последовательности. Вложить в корпус рукоятки выталки­вающую пружину, второй предохранитель и вставить упорное кольцо. Вложить собранный стабилизатор с фут­лярами в корпус рукоятки, поставить откидную планку и зашплинтовать.

Затем собрать накольный механизм, для чего взять контрвинт за конусную часть и ввернуть на один — два оборота в корпус ударника; с помощью отвертки, встав­ленной в центральное отверстие корпуса ударника, ввер­нуть контрвинт до упора, вращая отвертку против хода часовой стрелки; вложить в канал резьбовой втулки предо­хранительную пружину и корпус ударника; вложить шари­ки и поджать корпус ударника до упора; соединить головку ударника с корпусом ударника, завинчивая ее до пере­крытия отверстий с шариками на корпусе ударника. Вставить отвертку и завинтить головку ударника до упора. Приданное головке ударника положение относительно кор­пуса зафиксировать. Вложить грузик в корпус рукоятки, надев его на чеку второго предохранителя; завинтить на­кольный механизм до упора; вставить жало и закрепить его стопорными винтами; надеть опорную втулку до упора.


     
   
 
   
 
 


ГЛАВА V


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: