Виды народного танца

Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию народа и глубину народных чувств. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею — он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков—построений (50).

С помощью образов танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и рас­крывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, и очень часто их композиция помогает раскрытию содержания. В ходе развития общества народный танец приобрел большое самостоятельное значение, став одной из форм эстетического воспитания.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протя­жении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельско­хозяйственным годом (посев, сбор урожая и т. п.). Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т. п.). В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Русский народный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содер­жательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

Русский танец своими корнями уходит в далекое прошлое. Истоки его тесно связаны с культурой и бытом восточнославян­ских племен.

В истории русского народа можно выделить, правда весьма условно, не­сколько периодов и проследить по ним состояние народного танца.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточ­ных славянских племен (IV—VII вв. н. э.), существуют народные игрища, или сходбища, где встречались племя, род или несколько племён или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окру­жающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ — богов и духов. Эти обряды сопро­вождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок.

Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок — появлялись мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «плясатель», «плясея», «плясица», «плясуха», «игрец», «ломака», «сопельщик», «дудочник». Так возникали родо­начальники будущих славянских скоморохов.

В VIII —IX вв. из многочислен­ных восточнославянских племен начинает складываться первое феодальное древнерусское государство во главе с Киевом — Киевская Русь. Возникшее древне­русское государство сыграло большую роль в образовании русской народности, в развитии ее культуры и искусства.

Христианство медленно распространялось по Руси, нередко встречая сопротивление со стороны простого люда. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, кото­рые складывались веками. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским прельщением».

В игрища включаются и некоторые христианские обряды. Это повлекло за собой также изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

X—XI вв. — период яркого расцвета древнерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен, являвшихся неотъем­лемой частью народных праздников и княжеских пирон того време­ни, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — были­нах, сказках, а также в рисунках и фресках.

Впервые слово «скоморох» появляется в летописи «Повесть временных лет». Для своих представлений скоморо­хи многое брали из того, что создавалось в народе, их творчество было тесно связано с древними исконными русскими обычаями и языческими обрядами, их репертуар был богат и разнообразен как и само творчество народа. Скоморохи были плясунами, музыкан­тами, песенниками, игрецами, гудошниками, актерами.

Переходя с одного места на другое, скоморохи всегда были непосредственными участниками народных игр и гуляний, приуро­ченных к языческим и православным праздникам, участвовали в свадебных, похоронных обрядах, различных семейных торжествах. Но скоморохов, плясунов и музыкантов часто приглашали и на кня­жеские пиры, где у них были постоянные «скоморошные места». Принимая участие в игрищах, давая представления для народа или на княжеских пирах, скоморохи не только популяризировали и совер­шенствовали созданное народом, но и сочиняли новые песни, игры, хороводы, пляски, прививали любовь к русскому народному танцу. Они несли в себе неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии, часто высмеивали представителей власти и духовенства, зарождали в народе вольнолюбивые мысли.

Но «жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов «веселых людей», как называют их былины, было враждебно церковной идеологии, утверждавшей изначальную греховность чело­века и призванной воспитывать народ «в страхе божием», в духе сурового аскетизма, рабского смирения и покорности перед церковью и властями», и церковь начинает преследование скоморохов.

Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствова­нии и популяризации русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

В XVI в. церковь, ослабившая в годы татаро-монгольского ига свою борьбу против различных традиционных народных увеселений, вновь берется за искоренение живущих в народе остатков язычества. Она осуждает народные игры, обряды, преследует исполнителей песен и плясок. Начинается также новое гонение и на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами, гадалками, людьми, связанными с нечистой силой.

В 1551 г. церковный Собор утверждает постановления, изложенные в виде ответов на вопросы царя Ивана Грозного, — «Стоглав» (названный так по количеству глав, имеющихся в кодексе). «Стоглав» запрещает скоморохам появляться около церквей и участвовать в свадьбах.

Другим документом того же периода, одобренным церковью и дополнившим «Стоглав», явился «Домострой» — свод правил, не только устанавливавший строгие нормы поведения в семейной жизни, но и резко осуждавший скоморохов, народные увеселения, хороводные пляски и т.п. «Домострой» ставил в один ряд блуд и плясание, срамос­ловие и песни. Но никакие проклятия, угрозы и преследования не могли убить в народе вечной тяги к веселью, хороводам, пляскам, играм, песням, к общению друг с другом, не могли заставить отка­заться от древних обычаев и обрядов, прочно вошедших в быт рус­ского человека.

Позиция церкви, стремившейся искоренить в народе всяческие остатки язычества, полностью смыкалась с отрицательным отношением к народному искусству со стороны светской, государственной власти.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра I, чьи многочисленные внутренние реформы и блестящие военные победы завер­шили процесс формирования Русского государства.

Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царём.

В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт, полонез, англез. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, жившие в России. Одной из самых главных забот придворной знати и зажиточных городских кругов сделалось освоение всех правил придворного этикета и изучение новых европейских танцев. Пренебрежительное отношение правящих кругов к народному творчеству, в частности к русскому народному танцу, привело к тому, что в XVIII в. этот танец постепенно стал вытесняться из больших городов. Высшее сословие вспоминало о русском народном танце лишь тогда, когда устраивали маскарады и праздники, однако русский танец на этих торжествах был вовсе не похож на те изумительные, красочные пляски и хороводы, которые, несмотря ни на что, жили и развивались в народе, вызывая восхищение и радость каждого рус­ского человека, любящего и уважающего свой народ, свое самобыт­ное национальное искусство.

Передовые русские писатели, поэты, критики, ученые-исследова­тели относились к русскому народному танцу, как и ко всему творчеству русского народа с пристальным вниманием и с большим уважением. Они выступали против стилизации русского народного танца, сусального изображения крестьян, против официальной «народно­сти», против насильственного внедрения чужеземных обычаев.

Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т. д., — нарушение патриархального семей­ного быта — все это не могло не отразиться на народном творчест­ве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме.

Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски, свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабрич­ные кадрили, новые танцы — «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.

Большую роль в формировании нового танцевального репертуа­ра в конце XIX и в начале XX в. сыграли рабочие, революционные и городские песни, лучшие из которых вошли в число народных, а также народные традиционные крестьянские песни, наполнявшие­ся новым содержанием, связанным с процессом развития капита­лизма.

1917 год стал историческим рубе­жом в многовековой истории России. Началась новая эпоха в жиз­ни Русского государства и русского народа.

Советская власть создавала условия для развития и расцвета народного творчества. Новой формой его проявления стала художественная самодеятельность масс. В малых и крупных городах создаются небольшие самодеятельные ансамбли, состоящие из плясунов, музыкантов и певцов. Выступая перед солдатами, рабочими и крестьянами, они несли новому зрителю самобытную хореографическую культуру русского народа.

Новой традицией стали многочисленные олимпиады, смотры, фестивали, праздники песни и танца. Они дали возможность многочисленным зрителям увидеть вдохновенное, творчески яркое искусство народа, широко показать сокровища фольклора, веками хранимые в небольших городках, селах и деревнях, сыграли боль­шую роль в становлении и развитии народной хореографии.

Художественная самодеятельность впервые вывела русский та­нец на большую сцену, поскольку возникла потребность показывать эти великолепные произведения народного творчества широкой аудитории (50).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: