Как известно, базовой основой консультирования послужила «разговорная терапия» {talking cure) 3. Фрейда, объясняющая тягостные эмоциональные состояния травматическим опытом, полученным клиентами в детстве. Разрешение проблем в соответствии с этим подходом осуществляется с помощью катарсиса.
В настоящее время методологическую основу консультирования в социальной работе составляют теории взаимоотношений клиента и работника, сформировавшиеся путём адаптации социологических и психологических концепций к определенному социально-временному контексту, исходя из потребностей социальной работы и миссий социальных служб.
Психологические школы (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-традиция, гуманистическая школа психологии и др.) предлагают принципиально отличные подходы к клиенту и его проблеме.
Основное влияние на характер работы консультанта оказывают парадигма той социально-психологической школы и того научного подхода, которых он придерживается.
Закономерности:
1. Если в психоанализе клиенту отводилась пассивно-воспринимающая роль, то в следующих за психоанализом подходах клиент становится соучастником помогающего процесса, а в гуманистически-ориентированных теориях и деятельностном подходе превращается в субъекта собственной жизни и деятельности.
2. По мере развития социальной работы восприятие клиентом его ТЖС всё меньше рассматривается как ошибочное - оно расценивается как отличное, а, следовательно, и методы работы с ним предполагаются не жёсткие, а предпочтительно обучающие.