Методы консультирования в социальной работе

Единой классификации методов консультирования в социальной работе не существует, однако выделяют несколько оснований для классификации:

1) методы исследования проблем (т.е. сбора информации, диагностики):

- беседа (интервью),

- наблюдение,

- тестирование,

- анкетирование,

- биографический метод и др.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и

проектирования жизненного пути личности. Источниками служат: опрос близких людей, анализ документов (дневников, писем и т.д.), биографические методики (сочинения, диаграммы жизненных изменений и т.д.);

2) методы снятия эмоционального напряжения, или катарсические методы. Задача консультанта - создание безопасной и благоприятной атмосферы:

- вербальная и невербальная поддержка,

- нерефлексивное слушание,

- дыхательные методы,

- арт-терапия,

- телесно-ориентированные методики;

3) методы определения приоритетных проблем и работа над их разрешением:

- метод ранжирования альтернатив;

4) методы психопрофилактики, т.е. социальной превенции. Это деятельность по психопросвещению клиента или его семьи:

- библиотерапия,

- тренинги на темы: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и др.

- проекты: «Инвалидная коляска», «Метод искусственного живота», «Работа с противоположностями», «Ценность жизни (поведение в ТЖС)» и др.

Формы консультирования в социальной работе:

а) индивидуальное консультирование;

б) консультирование диад;

в) групповое проблемно-ориентированное консультирование;

г) семейное консультирование.

Структура беседы первичного приёма в социальной работе:

I - ориентация в ситуации общения;

II - вступление в контакт;

III - оптимизация взаимодействия;

IV - выход из ситуации общения.

Резюме:

Первым отличительным признаком консультативной психологии как новой области стала обращенность к проблемам психически здоровых людей. Обращенность к проблемам психически здоровых людей обнаружила принципиальную недостаточность традиционных психотерапевтических методов применительно к новой, более широкой и менее ориентированной на глубинные формы работы психологической реальности.

Психотерапия на Западе развивалась таким образом, что ее методологической основой выступили: психоанализ 3. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и другие направления и модификации психоанализа, наиболее популярными из которых к настоящему времени являются гештальт-терапия и НЛП. Основные положения этих теорий были получены не с помощью статистических методов анализа, поскольку привлечение данных эмпирических исследований было малополезно в работе, ориентированной

на глубинные слои психики.

Обращение к более широким областям использования психологической помощи в силу поверхностного характера большинства расстройств сделало возможным и даже потребовало привлечения данных эмпирических исследований, полученных в согласии с классическими требованиями планирования и проведения научных изысканий.

Психологическое консультирование больше опирается на результаты научных методов исследования, чем психотерапия. С самого начала консультативная психология включила в свои методологические основы психологию индивидуальных различий, данные психометрических и психологических измерений, что в значительной степени повысило ее эффективность.

Психологическое консультирование к концу XX в. стало самостоятельным видом психологической помощи, чей методологический аппарат в России заметно отличается от методологического аппарата западных психотерапевтических школ. Оно интенсивно развивается и порождает широкий спектр моделей деятельности отечественных психологов, которые не сводимы в своем большинстве к психотерапевтическим школам Запада.

Ориентация на работу с психически здоровыми людьми позволила выработать в рамках психологического консультирования особые методы работы, ориентированные на здоровые стороны личности, независимо от степени ее нарушения. Эти методы основаны на глубокой уверенности, что человек может измениться сам, сам выбрать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста. По этой причине для многих психологов-консультантов характерен отказ от концепции болезни и признание за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

Литература

1. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №3. - С.11-17.

2. Макарова Е.Ю. Представление о психологическом консультировании у разных социальных групп: дисс. канд. пс. н. - М.: РГСУ, 2009.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: Учеб. пос. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2010.

4. Психология социальной работы / под ред. О.В. Красновой. - М.: Дашков и К, 2013. - Гл. 4. (Консультирование в социальной работе).

5. Сапогова Е.Е. Консультативная психология: Учеб. пос. - М.: Академия, 2008. - Гл.1.

6. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения: «Виды социальных услуг».ГОСТ Р 52143-2003

7. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения: «Термины и определения». ГОСТ Р 52495-2005.

8. Seden J. Counselling Skills in Social Work Practice. - Buckingham, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: