Общенаучные подходы

- Структурный подход

Для структурного подхода важен поуровневый анализ ситуации, с которой имеет дело психолог. Личные трудности клиента или группы могут быть поняты с точки зрения эффекта влияния как внешних, структурных сил, так и личностных особенностей.

- Функциональный подход

Функциональный подход в консультировании основывается на принципе усиления Эго; акцентируется на текущих отношениях с лицом, оказывающим помощь; в нем признается важная роль и неизбежность процессов сопротивления, внутренних конфликтов, контржеланий.

Консультант Р. Нельсон-Джоунс считает, что помощь - это процесс, осуществляемый самим клиентом. Главной целью является освобождение сил клиента для его большей личной наполненности и пользы общества; а также освобождение социальных сил для создания такого общества и такой социальной политики, которые сделают самореализацию наиболее возможной для всех людей.

…………………………………

Психоаналитическая школа психологии (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Г. Салливан, Э. Фромм и др.). В русле этого теоретического направления возникли такие подходы, как трансактный анализ (Э. Берн), биоэнергетика (А. Лоуэн), гештальт-психология (Ф. Перлс) и др.

В соответствии с методологией психоанализа консультант должен понять роль неосознаваемого прошлого опыта клиента, уходящего корнями в её детство, систему индивидуальной психологической защиты, исследовать природу её осознанного и неосознанного конфликта; возможен анализ жизненного стиля, отношений между клиентом и консультантом; оценивается система и стратегия помощи, определяются стадии помогающего процесса.

Бихевиоризм (Дж. Уотсон, К. Халл, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.), позднее необихевиоризм, исходит из того, что человек - совокупность двигательных и вербальных реакций на воздействия из вне, т.е. на стимулы, которыми являются другие люди. Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения, т.е. обретения индиви­дуального опыта посредством проб и ошибок. Идеи бихевиоризма полезны в работе с детскими проблемами поведения, с нарушенными отношениями детей и родителей, при неадекватном применении педагогами методов поощрения и наказания, при социальном патронировании маргинальных женщин и их семей и др., но они тоже ограничены - особенно по причине директивности бихевиоральных методов: стиль работы психологов исключает манипулирование клиентами, а бихевиоризм его практикует.

Гештальт-психология (М. Ветхаймер, В. Келлер, К. Левин, К. Каффка, Ф. Хайдер и др.) Фигура - это доминирующая потребность, желание, чувство или мысль, превосходящие по силе другие потребности,желания, чувства или мысли. Когда потребность удовлетворить невозможно, гештальт остаётся незавершенным (скрытая обида, нереализованная идея…). В целях помощи консультант подкрепляет те действия клиента, которые актуализируют его желание экспериментировать и находить новые способы завершения гештальта. Гештальт-психологи полагают, что трудная жизненная ситуация - это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности клиента. Только сам клиент может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию.

Ученица Ф. Перлса Дж. Рейноутер большое значение придаёт личностному самопрограммированию.

Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с представлением о том, что изменения в личности происходят тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда пытается кем-то быть. (Роза, которая есть роза, есть роза).

В русле гештальт-психологии создано много психотехник, которые используются и в других подходах (Энрайт Дж., 2004). Гештальт-терапия - это интеграция психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (осознание настоящего при минимуме интеллектуализации).

Когнитивизм (Д. Бродбент, Р. Аткинсон, Ж. Пиаже, Дж. Келли, У. Найсер, Л. Фестингер и др.)возник как реакция на бихевиоризм, отрицаю­щий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. Представители этой школы утверждают: поведение человека определяют знания, представления, образы ситуации и характер протекания познавательных процессов. И делают ак­цент на процессе познания человеком мира и сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов - восприятия, памяти, внимания, ощущений, интеллектуальных функций и т.д. В отли­чие от психоанализа, когнитивная психология занимается сознательными процессами. Представители этого направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из круга возможностей, принимает решение, как действует в рамках определенной социальной реальности. Положения когнитивизма являются основой рационально-эмоциональных построений А. Эллиса, когнитивной терапии А. Бека, психологического взаимодействия (Д. Крамбольц, У. Глассер). Объединяющим началом различных когнитивно-бихевиористских подходов является особое внимание к мыслям и поступкам индивидов.

Предполагается, что клиент усвоит новую технологию решения сходных проблем, если на IV этапе психолог создал условия, при которых:

а) клиент прочувствовал и понял суть своей проблемы;

б) обнаружил и проанализировал различные способы её решения, а затем определил стратегию своего поведения;

в) применил новую технологию и успешно пользуется новым опытом.

Гуманистическая школа психологии, имеющая множество ветвей и модифи­каций (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу (гуманистический подход), В. Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлс (гештальт-теория), понимает человека как уникальную, открытую, устремлённую в будущее систему; человек стремится к реализации своего личностного потенциала и росту в направлении своего идеала. Её методо­логическим ядром являются следующие идеи:

- чело­век изначально не является чистым листом бумаги, он двуедин - не только продукт общества, но и дитя при­роды (Э. Фромм);

- проб­лема «создания хорошего человека» - это проблема «самоэволюции человека», предпосылкой и одновременно составляющей которой является познание человеком самого себя (А. Маслоу);

- феномен отчуждения: человек в современном (больном) обществе из уникального и неповторимого субъекта-творца собственной жизни превращается в «лишённую индивидуальных качеств вещь, зависимую от внешних для неё сил» (Э. Фромм);

- семья может являться деструктивной силой, тормозящей развитие индивида в соответствии с его собст­венной самобытностью, при этом человек может и не подозревать, что у него есть выбор. Эта обеспокоенность гуманистической психологии проблемой недоразвития человеком собственной индивидуальности или её утраты созвучна позиции зарождающейся предметной области - так называемой меметики. Один из её основателей Р. Броди пишет: «Наши мысли - это не всегда наше собственное произведение»;

- соотношение и интеграция сознательного и бессознатель­ного в человеке: «неправомерно «противопоставлять бессозна­тельное сознательному, как дурное хорошему, как низшее высшему, как эгоистичное альтруистичному, как животное человеческому». Именно в этой части души живет наша способность играть, радоваться, фантазировать, смеяться, за­ниматься пустяками, одним словом, быть спонтанными и, что осо­бенно важно, креативными»;

- акцент на важности достижения единства между социальной ориентированностью и развитием собственной уникальности. Как отмечает Л.А. Петровская, «представляется естественным на этом пути сочетание социальных программ помощи с индивидуальными. Что касается психотерапии, то, вероятно, её три основных пространства - индивидуальное кон­сультирование, групповая психотерапия и аутопсихотерапия - будут развиваться таким образом, что последняя (аутопсихотерапия) обре­тёт более быстрые темпы в связи с активным становлением субъектности и запросом на развитие индивидуальности». Термин «аутопсихотерапия» пока мало употребим, однако сам подход основательно разработан К. Хорни;

- современному человеку необходимо научиться планировать и развивать отношения с другими людьми - экзистенциональная психология в социально-психологической работе с клиентами даёт такую возможность;

- каждый человек несёт ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который он может осознать; для человека важно не то, что с ним случилось, а его отношение к случившемуся, - такова позиция логотерапевта В. Франкла, определившего логотерапию и как способ анализа ситуаций, и как метод консультирования.

В целом с позиции экзистенциально-гуманистического направления помощь психолога уместна, когда в процессе реализации жизненного сценария клиент ощущает экзистенциальную вину, социальное отвержение, самоотчуждается, затрудняется с выбором, утрачивает смысл жизни, не в состоянии защитить собственные жизненные ценности.

Социальный конструкционизм. «Изменяя себя, индивид изменяет социальную среду; изменяя её, он изменяется сам».

Сутью концепции социальных представлений С. Московичи является тезис: конструируя своё представление о социальных изменениях, люди создают собственное видение существующих проблем. Из его концепции следует, что:

1) предметом внимания психологов могут стать социальные представления клиентов, создающие их реальность и обыденное знание;

2) новые социальные представления, которые клиенты получают в процессе профессионального взаимодействия с психологом, создают новую реальность и

новое обыденное знание;

3) целью взаимодействия консультанта с клиентом является привнесение в их сознание идеи самоконструирования и самоизменения.

В этогенической теории Р. Харре предлагается переключить внимание с

поиска «Я» как сущности на методы конструирования «Я» и т.о. сконцентрировать внимание не столько на «заданности «Я», сколько на «творении Я» в процессе межличностного взаимодействия.

С позиции этой теории, биологический пол на самом деле является социальным конструктом, в котором различные уровни сексуальной организации тела произвольно выстроены в виде некоторой иерархии. В основании этой иерархии лежит функционально-морфологическая противоположность пениса и вагины (ни мужчинами, ни женщинами не рождаются - ими становятся).

Гендерный подход лежит в основе прикладной отрасли отечественной социальной психологии - психологии гендерных отношений, изучающей закономерности дифференциации и иерархичности отноше­ний в сфере межполового взаимодействия. На его основе строится гендерочувствительное консультирование. Основной методологиейпсихологии гендерных отношений является гендерный подход,ориентирующийся на анализ систем доминирования и провозгла­шающий идею равноценности полов.

Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характе­ристик поведения и социальных ролей, позволяет клиентам по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой поло-ролевых представлений, даёт им возможность по-новому оценить свои ресурсы и притязания, определить перспективы жизнетворчества, оптимизировать выбор субъективных стратегий самореализации и оптимизации

межличнос­тных отношений.

Психологические теории, основанные на биоэнергетике и телесной ориентации, подчёркивают единство психической и биологической природы человека. В своё время В. Райх разработал теорию оргонной энергии и предложил терапию, ориентированную на тело. В качестве основных в его концепции используются положения о характере и характерологическом панцире.

В целях оказания консультативной помощи могут быть полезны разработки в русле психологии телесности, возникшей под влиянием идей В. Райха (Е.Э. Газарова, В.П. Зинченко, Т.С. Леви, А. Либина, Г.Г. Филиппова и др.), - науки о душевно-телесном соответствии, т.е. о конгруэнтности биологических, психологических и смысловых аспектов телесности человека.

Интересно исследование Р. Харре - автора теории телесной психологии, дающее ответ на вопрос: как люди используют свои тела и концепцию тела в планировании и решении задач обыденной жизни? В его теории ролевых функций тела показано, что они обусловлены культурными традициями и социальными значениями, а не только органически, что тип тела предопределяет судьбу.

Интеракционизм, позднее символический интеракционизм, особое внимание уделяет социальному аспекту взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Личность исследуется здесь двусторонне: как автономная система, проявление которой можно наблюдать в независимом и импульсивном поведении, и как зависимая социальная система, изменяющая своё поведение под влиянием ожиданий окружающих. Ведётся речь о референтных группах. Из этого следует, что индивидуальное (автономное) и социальное (связанное с другими) в человеке напоминает улицу с двусторонним движением и что социальные преобразования и личностные изменения могут быть обусловлены активным началом любой из сторон или совместными усилиями, а также могут быть случайными.

Ситуационный подход. Диагностика и типизация ситуации позволяет определить альтернативные варианты поведения, а учёт реальных субъективных и объективных факторов, влияющих на ситуацию, даёт возможность выбрать более оптимальный путь её разрешения. Для целей консультирования важны следующие положения ситуационного подхода:

1) наилучшим образом поведение человека может быть осмыслено и предсказано лишь в свете его собственной интерпретации ситуации - она создаёт контекст для подобного поведения;

2) человек направляется куда-то в силу наличия канального фактора, который в напряжённой ситуации (личностной или групповой) есть открытая возможность, которую в данный момент легче всего реализовать;

3) феномен «нога в двери»: если человек уступил один раз, то второй раз он сделает это с большей долей вероятности;

4) «эффект взаимодействия»: люди играют активную роль в расширении возможностей для развития, а затем и для проявления именно тех свойств, которые делают их отличными от других;

5) люди не просто «выбирают ситуации», они трансформируют их своим присутствием и поведением;

6) социальный статус и локус контроля тесно связаны: люди с низким социальным статусом склонны объяснять происходящее с ними причинами внешнего порядка; в воспитании своих детей высокостатусные люди делают акцент на развитие у них ответственности и самоконтроля, а низкостатусные - на хороших манерах и послушании;

7) раннее воздействие не всегда успешно, позднее может дать хорошие результаты при наличии канальных факторов.

Под воздействием научных достижений ситуационного подхода возникла « атрибутивная психотерапия». Одной из важных задач выступает психокоррекционная работа с «навязванием ярлычков».

Групповое консультирование на основе этого подхода может играть большую роль в коррекции деструктивных атрибуций онко-больных, жертв насилия, аварий и в др. случаях, когда люди вынуждены переживать боль. Психологи, использующие теорию атрибуции, обращаются к возможностям когнитивистского и бихевиористического подходов с целью обусловить у клиентов ощущение собственной эффективности.

Психосоциальный подход. Ф.Дж. Тёрнер пишет: «Психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы и объясняется необходимостью понимать личность клиента и его взаимоотношения с миром, который его окружает…Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность… Это открытый подход, основанный на обширных знаниях, накопленных годами. Цель его адептов - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем».

Среди проблем, разрешаемых методами психосоциального подхода, чаще всего встречаются:

1) осложнения и трудности в детско-родительских отношениях;

2) затруднения и кризисы в супружеских отношениях;

3)конфликтные отношения в сфере труда.

Практическая социальная работа

и психологическое консультирование

Модели работы консультанта и социального работника

Очевидно, что эти различия не столь велики. И в обоих случаях используется индивидуальное консультирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: