Принципы построения организационной структуры местной администрации

Под организационной структурой местной администрации понимается состав и наименование структурных подразделений и должностных лиц местной администрации, их соподчиненность, взаимосвязи и функции.

Отсюда следует, что организационная структура исполнительного органа местного самоуправления определяет состав и взаимосвязь подразделений и должностных лиц и отражает специализацию каждого подразделения, его место в общей системе управления, вертикальные и горизонтальные взаимосвязи с другими подразделениями.

Формирование структуры местной администрации представляет собой организационное закрепление тех или иных функций муниципального управления за отдельными подразделениями и должностными лицами. Решение этой сложной задачи обеспечивается на основе сочетания научных методов и субъективным виденьем руководителя. Поэтому при проектировании организационных структур необходимо соблюдать основные принципы их построения, к которым относятся[49]:

1) Направленность на достижение целей:

Организационная структура должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием. Это обеспечивается с помощью: установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач; сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к задачам вышестоящего уровня; рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.

2) Перспективность:

Органы местного самоуправления должны решать вопросы оперативного характера, одновременно проводить работу по определению стратегии, связанной с социально – экономическим развитием муниципального образования. Для этого в организационной структуре необходимо предусмотреть блок стратегического управления, отделив его от блока оперативного управления. На практике это достигается разделением полномочий между пред­ставительным и исполнительным органами, а также созданием в организационной структуре администрации специальных подразделений, занимающихся стратегией развития муниципального образования.

3) Способность к развитию (адаптивность):

Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного изменения внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе му­ниципального управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной адаптироваться к восприятию корректи­рующих воздействий. На практике это достигается путем периодического внесе­ния изменений в организационные структуры органов местного самоуправления, а также путем создания временных целевых подразделений (советов, комиссий, комитетов).

4) Комплексность:

При построении организационной структуры местной администрации необходимо учитывать, что должны быть структурно обеспечены все этапы осуществления управленческой деятельности: аналитический этап: постановка задачи; принятие управленческого решения; оценка результатов.

Принцип комплексности требует при построении структуры исходить, прежде всего, из целостности той или иной функции. Особенно это важно, когда исполнение функции «разведено» по разным структурам или для исполнения данной функции необходимо задействовать несколько структурных подразделений администрации. Необходимо чтобы вопросы, отнесенные к ведению того или иного структурного подразделения администрации, носили максимально завершенный характер, что имеет первостепенное значение для отраслевых структурных подразделении.

5) Индивидуализация:

Формирование организационной структуры должно основываться на учете ин­дивидуальных особенностей конкретного муниципального образования. В связи с этим всякого рода типовые организационные структуры могут использоваться лишь как рекомендательные и ориентировочные.

6) Экономичность:

Организационная структура должна обеспечивать эффективное и рациональ­ное осуществление процесса муниципального управления, возможность получать необходимые результаты самым экономичным путем. Экономичность может до­стигаться с помощью различных мероприятий, в том числе за счет введения должностей (системного администратора, специалиста по информационным технологиям и т. п.), в функции которых входит анализ действующей организационной структуры, функционального и иерархического разделения полномочий, оплаты труда муниципальных служащих, механизации и автоматизации процессов уп­равления с целью их совершенствования.

Принципы построения организационных структур могут уточняться, а формы и методы использования этих принципов могут изменяться в связи с меняющи­мися внешними условиями, целями и задачами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: