Построение организационных структур местных администраций

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и выполнения определенных функций и задач. Чем сложнее том или ином муниципальном образовании хозяйственный комплекс, тем больше количество функций возложено на органы местного самоуправления, тем более сложной является структура управления. Соответственно для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения. На выбор организационной структуры исполнительного органа оказывают влияния, внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

- местные условия и особенности (природные, исторические, национально – демографические, экономические);

- тип муниципального образования и численность населения;

- уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры в муниципальном образовании.

К внутренним факторам, воздействующим на структуру администрации относятся: наличие кадрового состава, техническое обеспечение, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на орга­низационную структуру управления, с другой — сами определяются ею. Так, кадры управления воздействуют на структуру управления с точки зрения перераспределения функций между подразделениями и отдельными работниками. Внедрение информационных технологий влияет на структуру администрации в плане как сокращения числа работников отдельных подразделений, так и появления новых подразделений (информационного обслуживания).

Муниципальные образования, различающиеся составом решаемых задач и функций управления, необходимым объемом управленческой работы, различаются численностью и внутренним построением исполнительных органов.

Сельские поселения, как правило, имеют небольшие по численному составу исполнительные органы (5-8 сотрудников), тогда как администрация городского округа насчитывает десятки структурных подразделений и значительно больший штат муниципальных служащих.

Внутренняя структура местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное единство руководящих должностных лиц, ее аппарата и структурно – функциональных и территориальных подразделений. Структура местной администрации подлежит утверждение представительным органом муниципального образования и обычно состоит из следующих звеньев:

- глава администрации;

- его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;

- структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой (например, отдел в составе управления);

- коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;

- аппарат администрации.

С точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы (рис 10.1)1.

Рис. 10.1. Виды структурных подразделений местной администрации.

_____________________

1Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд../ Под ред. В.Б. Зотова – СПб.:Питер,2007, с.423

Предметы деятельности функциональных структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей администрации и ее структурных подразделений. Функциональные подразделения отвечают за определенные направления муниципальной деятельности (управление финансовыми средствами, планирование социально – экономического развития, управление муниципальным имуществом). Они наделяются правом согласования решений других подразделений, например, по соблюдению законности или возможности финансирования.

К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, свя­зные с управлением конкретными отраслями муниципальной деятельности. Эти подразделения выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории.

Деятельность функциональных структурных подразделений направлена на выполнение определенных функций для всей администрации и ее структурных подразделений. Основной их характеристикой является использование преимуществ, связанных со специализацией функций, и способность администрации охватить в рамках своей функции территорию целиком. По классификации целей муниципальной деятельности функциональные подразделения относятся к обеспечивающим и наделяются правом согласования решений других структурных подразделений.

Создание территориальных структурных подразделений связано с необходимостью приближения органов местного самоуправления к населению и позволя­ет сочетать централизацию важнейших функций на высшем уровне муниципального управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов. При этом важно не допускать раздробления функций органов муниципального управления и потери преимуществ, связанных со специализацией. Для стимулирования инициативы территориальных структурных подразделений им может предоставляться автономия в рамках сметы расходов.

Вспомогательные подразделения (аппарат) не обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции сервисного обслуживания руководства администрации и ее структурных подразделений. Аппарат играет важную роль в организации работы администрации. В частности, аппарат обеспечивает:

- планирование и координацию работы всех структур администрации;

- работу с документацией (делопроизводство);

- подготовку и проведение совещаний, заседаний, коллегий, других мероприятий;

- контроль за исполнением решений;

- организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;

- материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, финансовое обеспечение деятельности администрации;

- взаимодействие администрации с представительным органом и зачастую его хозяйственное обслуживание.

Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю главы администрации.

В составе аппарата администрации могут быть такие службы, как общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется непосредственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, информационная служба, хозяйственные службы, пресс-служба, собственная бухгалтерия, контрольный орган.

Глава администрации и его заместители могут иметь свой аппарат, в состав которого входят: секретари, помощники, референты, советники.

Такие организационные структуры получили название линейно - функциональных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линейных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными.

В соответствии с распределением задач и функций в составе администрации создаются организационные единицы: управления, отде­лы, комитеты, департаменты и т. д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие (отделы). Для крупных городов, имеющих большой аппарат управления, целесообразно более детальнее разграничивать функции управления, создавая специальные подразделения для их исполнения. Для небольших поселений наиболее приемлема схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений.

Коллегия — совещательный орган при главе администрации играет особую роль в ее работе. Она принимает решения по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием, за исключением тех которые, находятся в компетенции представительного органа. Решения коллегии при необходимости оформляются муниципальными правовыми актами главы администрации муниципального образования.

Структура местной администрации муниципального образования может простой или сложной системой. К простым системам относятся структуры администраций сельских поселений (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Структура местной администрации Кичигинского сельского поселения Челябинской области.

В крупных муниципальных образованиях используются, как правило, сложные структуры.

Так, согласно уставу Челябинского городского округа в структуру администрации города входят: первые заместители Главы города, заместители Главы города, структурные подразделения аппарата, отраслевые функциональные и территориальные органы (рис. 10.3). Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы структурных подразделений определяется положениями, утвержденными главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими комиссиями городской Думы.

Решением городской Думы органы администрации города Челябинска могут наделяться правами юридического лица. Положения об этих органах администрации города утверждаются городской Думой.

Территориальными органами администрации города Челябинска являются администрации семи административных районов.

Администрация района осуществляет на территории района муниципального образования исполнительно – распорядительные и контрольные полномочия в пределах компетенции, установленной главой города Челябинска.

Деятельностью администрации района руководит глава администрации района, назначаемый на должность главой города.

Положение об администрации района утверждается городской Думой.

Администрация района обладает правами юридического лица, а расходы на ее содержание предусматриваются в соответствующей смете района.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: