Местное самоуправление

Принципы построения федеративного государства.

Федеративное государство обычно должно строиться на трех основных принципах:

1. автономии. Федерация в целом и каждое из ее образований наделяются прерогативой принятия законов. Имеет место реальное разделение власти. Полномочия тех и других распространяются на строго определенные сферы деятельности. В этом плане автономия исключает всякое конкурирующее вмешательство федерации и ее субъектов в решение одного и того же вопроса, то есть каждый обладает собственными исключительными полномочиями.

2. равенства. Федерации не принадлежит опекунская власть, иначе говоря, политический контроль над ее субъектами в сфере компетенции последних. Сами же субъекты федерации тем более не вправе навязывать ей свою волю. Как с точки зрения права, так и на практике все объединяющиеся в федерацию единицы должны быть равны. Они подчинены лишь Конституции, которая устанавливает и разграничивает их компетенцию.

3. участия. Федеративное государство основывается на изначальном распределении полномочий и средств их осуществления. Подобное разделение функций должно быть компенсировано наличием механизмов сотрудничества. Субъекты федерации участвуют в руководстве на федеральном уровне, в первую очередь, через верхние палаты национальных парламентов.

Общие характеристики и основные принципы местного самоуправления.

Потребности государственного управления делают необходимым разделение территории государства на внутренние территориальные подразделения, которые служат сферой деятельности определенных местных властей. Административно-территориальное деление конкретной, отдельно взятой страны обусловлено множеством факторов, важнейшими из которых являются географические, демографические, исторические, экономические и социально-политические. В зависимости от государственного устройства административно-территориальное деление устанавливается центральными органами власти в унитарных государствах или субъектами федераций в федеративных государствах. Система административно-территориального деления состоит обычно из нескольких звеньев, которые служат территориальной базой и материальной основой для органов управления на местах.

Системы местного управления строятся в соответствии с административно-территориальным делением и принципами, на которых основаны взаимоотношения местных и центральных / региональных органов власти. Местное управление осуществляется посредством назначаемых государством органов, либо через выборные местные органы, составляющие сердцевину местного самоуправления населения данной административно-территориальной единицы, выступающего в качестве местного сообщества.

В случае прямого государственного правления на местах руководство местными делами сосредотачивается в руках назначаемого представителя центральной власти (или властных структур субъекта федерации).

Он и возглавляемый им аппарат образуют местную государственную администрацию. Представитель правительства направляет работу всех административных служб в данной административно-территориальной единице. Такая организация местного управления основана на бюрократическом централизме и строгой иерархии. Она, как правило, свидетельствует о недостаточном развитии демократических начал в жизни общества.

Органы местного самоуправления избираются населением и пользуются определенной самостоятельностью по отношению к центральной власти, не находясь в прямой иерархической подчиненности ей или высшим уровням управления.

Система местного самоуправления включает в себя как выборные органы, так и административные службы, находящиеся в ведении мест. Содержание этой администрации оплачивается из местного бюджета.

Специфика местного самоуправления определяется характером взаимоотношений центральных/региональных и местных органов управления, их структурой и функциям.

Необходимо подчеркнуть, что для многих государств характерно наличие смешанной системы, соединяющей в себе местное государственное управление и самоуправление, однако в развитых демократических государствах основная тяжесть в решении вопросов ложится именно на органы местного самоуправления.

Итак, местное самоуправление представляет собой самоуправление субнациональной (в федерации - субрегиональной) территориальной единицы государства. Как подчеркивается в Европейской хартии о местном самоуправления, под ним понимается “право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Во всех демократических государствах местное самоуправление рассматривается в качестве важнейшей составной части общественного управления, необходимого дополнения и противовеса управлению из центра, свидетельства демократического здоровья общества. Не случайно Российское законодательство отмечает, что «местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

Наличие местных органов власти, обладающих определенной степенью автономии от центра способствует определенной фрагментации государственной власти, является осуществлением на практике принципа разделения властей, отражением существования в обществе плюрализма. Не случайно уничтожение местного самоуправления обычно рассматривается как симптом тоталитаризма.

История местного самоуправления насчитывает многие столетия. Это вполне закономерно, так как, являясь главным механизмом управления людскими поселениями, местное самоуправление всегда играло и будет играть важную роль везде, где плотность населения достигает того уровня, когда возникает необходимость в коллективном действии и регулировании негативных межличностных, межсемейных и межорганизационных внешних проявлений.

Развитому местному самоуправлению присущи общие характеристики:

наличие коллективного представительного органа из избранных на местном уровне представителей, обеспечивающего демократический контроль;

статус юридического лица;

ясно очерченные территориальные границы;

право установления местных налогов;

наличие постоянного, достаточно крупного управленческого аппарата, состоящего из местных служащих, входящих в единую систему государственной службы или образующих свою систему;

многофункциональная сфера компетенции, дающая право на осуществление широкого круга полномочий.

Основные принципы местного самоуправления.

Доминирующая, по крайней мере в теоретическом плане, концепция местного самоуправления нашла свое отражение в Европейской хартии о местном самоуправлении, представленной Совету Европы Постоянной конференцией местных и региональных властей Европы). Открытая для подписания в 1985, она вступила в силу с 1 сентября 1986 года и легла в основу закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”. В основе ее лежат три основополагающих принципа

Право на местное самоуправление находит свое выражение в законодательном закреплении данного положения в рамках конституционной системы. Местные власти имеют четко определенный статус, гарантированный национальными конституциями или основным законом во всех крупных государствах континентальной части Европы и почти во всех небольших.

Их права, например, заключаются в заботе о делах их общин /Дания/ или в управлении и регулировании своей собственной деятельности /Германии/. Главное исключение - Швейцария, где местное самоуправление находится полностью в ведении кантонов или полу-кантонов. Однако коммуны, из которых они состоят, тем не менее считаются фундаментальными для системы.

В Российской Федерации также конституционно признается и гарантируется право на местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[2].

Власть общей компетенции дает возможность органам местного самоуправления предпринимать любые действия в интересах своих общин, за исключением тех, которые запрещены национальным законодательством.

В большинстве, например, западноевропейских стран местные власти имеют властные полномочия общей компетенции, т.е. право предпринимать любые действия в интересах местной общины, которые специально за ними не закреплены. Точкой отсчета здесь является не набор определенных властных полномочий и обязанностей, но власть широкого спектра, к которой добавляются обязанности общенационального уровня. На практике, конечно, большая часть их деятельности - обеспечение национальных услуг в соответствии с их обязанностями.

Важность властных полномочий общей компетенции не столько в деятельности, которую они делают возможной, сколько в концепции местного самоуправления, которую они выражают. Поскольку сообщество является самоуправляющимся, местные власти должны предпринять действия, которые ожидаются этим сообществом. Им не нужно искать специфических властных полномочий, поскольку их власть непосредственно вытекает из самой концепции местного самоуправления.

Именно поэтому в Российском законодательстве дается следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельностьнаселения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». По существу, мы видим здесь закрепление принципа «разрешено все, что не запрещено»

Принцип сабсидарности (достаточности) предусматривает обеспечение такого положения, когда компетенция в той или иной сфере деятельности по возможности принадлежит наиболее низкому уровню управления, максимально приближенному к людям. Философская основа этого принципа прослеживается от работ Аристотеля через Гоббса и Хьюма к весьма часто цитируемой энциклике папы Пия Х1 1931 года, где говорилось о необходимости подхода снизу вверх, при котором политическая власть производна от отдельного гражданина, и основная функция властей предоставить помощь и дать возможность гражданину в полной мере проявить свои способности. На коллоквиуме, организованном Европейским институтом государственного управления в 1991 году, Жак Делор подчеркнул двойное значение этого принципа: «Это не просто ограничение вмешательства высшей власти, находящейся лицом к лицу с человеком или сообществом, а их возможность действовать самим; это также обязанность этой власти действовать лицом к лицу с этим человеком или этой группой таким образом, чтобы дать им средства достичь своих целей».

Принцип сабсидиарности как один из базовых принципов демократической государственности, дальнейшее развитие принципа разделения властей приобретает сегодня все большее значение. Не случайно в преамбуле Маастрихтского договора прямо говорится: «Этот договор знаменует новый этап в процессе создания еще более тесного союза между народами Европы, в котором решения принимаются на возможно близком к гражданам уровне».

Вопросы по теме.

8.1. Что являлось высшей единицей административного деления в России до революции?

8.2. Что являлось низовой единицей административно-территориального управления в дореволюционной России?

8.3. Муниципальное образование – это…

8.4. Межселенная территория – это…

8.5. Какие виды муниципальных образований закреплены в федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

ТЕМА 9. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ: СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: