Управление воспроизводством и развитием городского или сельского поселения как места проживания людей, как самостоятельной цели возникло в России лишь в конце XX века как принципиально новый тип и уровень управления. Оно не подпадает ни под один из ранее сложившихся типов управления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией и отвечает традиционным российским основам организации местной жизни.
Характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:
- концепция муниципального управления опирается на философию и базовые принципы местного самоуправления;
- в системе муниципального управления объектами управления являются локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;
- в системе муниципального управления имеются два субъекта управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.
Муниципальное управление как особый вид управленческой деятельности имеет существенные отличия как от производственного менеджмента, а также от менеджмента, в сфере государственного управления.
Они связаны и с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление следует рассматривать как, вид социального менеджмента (рис. 15.1)[63].
Рис. 15.1. Особенности муниципального управления
Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет — организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности, его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.
Вторая особенность — роль человека как участника процесса управления. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель управления, как объект управления и как субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.
Третья особенность — опора в системе управления на использование людей как главного местного ресурса, т. е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных людей. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.
Четвертая особенность муниципального управления в том, что оно основана на ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смены места жительства для человека на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя привязанным к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в обустройстве этого места, получении качественных муниципальных услуг.
Пятая особенность муниципального управления – множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный характер. Из этого следует и стремление муниципальной власти решать каждую из таких проблем локальными мерами. При дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, решению текущих задач перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.
Таким образом, следует отметить, что муниципальное управление является более сложным и более плановым процессом, чем любая другая управленческая деятельность.
Ни в одном другом ее виде нет столь высокой зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят мощный аппарат управления и тщательно разработанные процедуры, сила закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения носит более слабый характер и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.