Дисперсионный анализ: сущность, виды, область применения в маркетинге

Метод дисперсионного анализа создан английским статистиком Фишером.

Дисперсионный анализ – это статистический метод изучения различий между выборочными средними для трех и более совокупностей [5, С.349].

Слово "дисперсионный" в названии указывает на то, что в процессе анализа сопоставляются компоненты дисперсии изучаемой переменной. Общая изменчивость переменной раскладывается на составляющие: межгрупповую (факторную), обусловленную различием групп (средних значений), и внутригрупповую (остаточную), обусловленную случайными причинами. Чем больше частное от деления межгрупповой и внутригрупповой изменчивости (F-отношение) тем больше различаются средние значения сравниваемых выборок и тем выше статистическая значимость этого различия.

Дисперсионный анализ используется для обработки экспериментальных данных, результатов опроса, данных наблюдений.

В практике маркетинговых исследований дисперсионный анализ применяют с целью установления влияния некоторого категориального фактора F, имеющего несколько уровней (F1, F2, …, Fp) на зависимую переменную X. Категориальный фактор выступает в роли независимой переменной, влияющей на зависимую переменную.

Обязательным условием применения дисперсионного анализа является метрический характер зависимой переменной (шкала интервальная или шкала отношений) и неметрический характер независимых переменных (шкала наименований или порядка).

В маркетинговых исследованиях под фактором F (независимой переменной) чаще всего принимают:

· социально-демографические, поведенческие и прочие характеристики потребителей (пол, возраст, социальное положение, доход, степень осведомленности о продукте и прочее);

· отдельные элементы комплекса маркетинга (цена, ассортимент, интенсивность рекламной кампании, интенсивность комплекса мер по стимулированию сбыта, варианты упаковки товара, виды рекламных роликов и прочее).

Зависимой переменной X может выступать объем покупок, частота покупок, предпочтение товара или торговой марки, имидж фирмы, оценка потребительских намерений приобретения товара, вероятность покупки товара и другие переменные.

Количество независимых и зависимых переменных определяют вид дисперсионного анализа.

Виды дисперсионного анализа:

1. Одномерный дисперсионный анализ - вид дисперсионного анализа, при помощи которого исследуется влияние одной или нескольких независимых переменных на одну зависимую переменную (ANOVA: Analysis of Variance). Он включает в себя:

· однофакторный дисперсионный анализ – вид дисперсионного анализа, при помощи которого исследуется влияние одной независимой переменной, имеющей несколько уровней, на одну зависимую переменную. Пример постановки вопросов однофакторного дисперсионного анализа: какой из трех (или более) рекламных роликов имеет лучшую запоминаемость? Влияет ли тип рекламы (плакаты, реклама по радио и др.) на число посетителей в кинотеатре?

· многофакторный дисперсионный анализ – вид дисперсионного анализа, при помощи которого исследуется влияние нескольких (двух и более) независимых переменных, каждая из которых имеет несколько уровней, на одну зависимую переменную.

Пример постановки вопросов двухфакторного дисперсионного анализа: влияет ли на выбор потребителя уровень образования (высшее, среднее, неполное среднее) и возраст?

Как осведомленность о магазине (высокая, средняя, низкая) и представление о нем (позитивное, нейтральное, негативное) влияют на предпочтения потребителей?

Пример постановки вопроса трехфакторного дисперсионного анализа: как меняется намерение потребителей купить товар при различных уровнях цен, каналах распределения и интенсивности рекламной кампании?

Главным преимуществом многофакторного дисперсионного анализа является возможность исследовать эффект взаимодействия факторов. Взаимодействие имеет тогда, когда эффект одного фактора на зависимую переменную зависит от уровня других факторов. Например, многофакторный дисперсионный анализ позволяет ответить на вопрос: усиливают ли друг друга реклама по радио и мероприятия прямого маркетинга, проводимые в торговом центре?

2. Многомерный дисперсионный анализ - вид дисперсионного анализа, при помощи которого исследуется влияние нескольких независимых переменных на несколько зависимых переменных (МANOVA: Multiple Analysis of Variance). Например: как интенсивность рекламы (высокая, средняя, низкая) и уровень цены (высокий, средний, низкий) одновременно влияют на объем продаж и имидж магазина?

В основе техники проведения дисперсионного анализа лежит разложение полной дисперсии зависимой переменной Х на составляющие: межгрупповую (факторную), обусловленную воздействием фактора на зависимую переменную, и внутригрупповую (остаточную), обусловленную случайными причинами. Чем больше частное от деления межгрупповой и внутригрупповой дисперсий (F-отношение) тем больше различаются средние значения сравниваемых выборок и тем выше статистическая значимость этого различия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: