Анкетные данные.
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения (число, месяц, год).
Дата обследования (число, месяц, год).
Возраст на момент обследования (исчисляется в годах и месяцах, например - 4 года и 5 месяцев).
Домашний адрес, телефон
Из какого детского сада прибыл (номер сада, район) или из семьи
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-педагогической комиссии, от какого числа)
Диагноз районной медико- психолого-педагогической комиссии.
Сведения о родителях.
Мать ребенка: Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, работает в настоящее время или нет;
Отец ребенка: Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, работает или нет:
Другие члены семьи, живущие в данной семье.
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе.
Речь родителей: отмечается грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования.
|
|
Наследственные заболевания.
Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, применяются речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.
Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Обращается внимание на четкость латералиты (латерализация — преобладание левого или правого в парных органах), состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.
Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляциош1ая моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.
Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развнгия, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и умственной отсталостью.