Исследование экспрессивной речи. Общая характеристика речи

Общая характеристика речи. Логопед отмечает: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

Исследование звукопроизношения. Его можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых сохранна кинестетическая основа речи. В этом случае логопед должен учитывать желание ребенка называть или не называть картинки на определенные звуки по логопедическому альбому.

У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуются, поскольку у них к 5 годам еще не сформировал кинестетическая основа речи. Логопед может оформить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повторять слова за логопедом.

Строение артикуляционного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка, определить визуально и отметить имеющиеся отклонения или дефекты.

Строение речевой моторики. Исследуется дифференцировано: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается серия движений типа: для губ - вытянуть губ вперед, улыбнуться, сделать губы «хоботком» т подвигать ими вправо-влево. Для языка - открыть рот, показать широкий язык, поднять его на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу, убрать в рот, закрыть рот. Для мягкого неба - широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, закрыть рот.

У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляционных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляционные движения. Типа: для губ - вытянуть губы вперед, вернуться в исходное положение (покой). Для языка - показать широкий язык или показать узкий язык.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:

фонетически резко различающихся: Р - С, Л - П, 3 - Т.

фонетически близкие: М-Н, П-Б, Т-ДК-Г.

Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: