Служба ВОСО и транспорт в современной войне

В концепции национальной безопасности РФ определено, что ВС РФ боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне, а также осуществление РФ миротворческой деятельности.

Успех проведения современных операций во многом будет зависеть от устойчивой работы транспорта.

Необходимым условием полного и устойчивого транспортного обеспечения современных операций является совместное использование различных видов транспорта при всесторонней их подготовке к работе в военное время.

При этом на первое место ставятся задачи по развитию транспортных коммуникаций, повышению живучести путей сообщения и обеспечению непрерывности воинских перевозок.

Основу мероприятий по транспортному обеспечению действий ВС РФ в современной войне составляет подготовка транспорта и транспортных коммуникации, которая ведется заблаговременно (в мирное время) и непосредственно при подготовке операции.

Мероприятия по подготовке транспортной сети подчинены главной цели - максимальному снижению эффективности ударов противника по транспортным объектам, уменьшению потерь в пропускной и провозной способности коммуникаций и обеспечению непрерывности воинских перевозок в условиях разрушений.

Мероприятия по транспортному обеспечению осуществляются во фронтовой тыловой полосе на транспортной сети, которая включает в себя все имеющиеся транспортные коммуникации наземного, воздушного и водного транспорта с постоянными техническими устройствами и переменными средствами.

Для выполнения воинских перевозок в тыловой полосе фронта используется вся сеть железных дорог. При этом основные усилия сосредотачиваются на подготовке одного - двух фронтальных и двух - трех рокадных железнодорожных направлений, одной - двух распорядительных станций, до 100 и более выгрузочных станций и станций для выгрузки войск.

Распорядительные станции, предназначены для приема, переадресовки и дальнейшего отправления поездов с материальными средствами. Кроме основных и запасных распорядительных станций назначаются их отделения.

Выгрузочные станции готовиться как элементы единой транспортной сети фронта в качестве пунктов стыка железнодорожного с другими видами транспорта.

На основных железнодорожных направлениях подготавливаются к развертыванию временные перегрузочные районы для обеспечения непрерывности перевозок при перерыве движения в результате разрушения транспортных объектов на барьерных рубежах и невозможности переключения поездопотоков на другие направления.

Временные перегрузочные районы обычно включают:

- железнодорожные участки со станциями (районами) выгрузки и погрузки;

- районы сбора войск и тыловых частей;

- переправы через водные преграды;

- маршруты, выводящие к переправам и станциям (районам) погрузки;

- районы временного складирования грузов;

- силы и средства для обеспечения работы ВПР.

При подготовке и в ходе операции для выполнения воинских перевозок в интересах фронта (округа) может использоваться речной транспорт, а на приморском операционном направлении - морской транспорт. Возможность использования морского и речного транспорта в операции зависит от состояния морских и речных путей сообщения, наличия портов, судов, а также сил и средств для подготовки, эксплуатации, технического прикрытия и восстановления.

Мероприятия по подготовке морских участков и внутренних водных путей связаны с обеспечением сохранения флота, своевременным приемом судов и производством погрузочно-разгрузочных работ в портах, а также с организацией запасных перегрузочных пунктов, в том числе на необорудованном побережье с использованием плавпричалов и других временных сооружений.

При подготовке внутренних водных путей учитывается наличие искусственных сооружений и особенно гидроузлов с высоконапорными плотинами и шлюзами. При этом обращается внимание на проведение мероприятий по подготовке паромных переправ и наплавных мостов с использованием речных судов.

При планировании доставки материальных средств морским или речным транспортом назначаются выгрузочные порты. Они, как правило, организуются на технической базе небольших портов (пристаней) или на необорудованном берегу, на удалении не менее 50 - 70 километров от переднего края.

Важное место в комплексе мероприятий по транспортному обеспечению операции занимает эксплуатация путей сообщения, основной задачей которой является поддержание устойчивой пропускной и провозной способности транспортных коммуникаций для выполнения заданных объемов перевозок в установленные сроки.

В целях обеспечения устойчивой работы транспорта в современной войне проводятся мероприятия по техническому прикрытию объектов транспорта (транспортных коммуникаций).

Техническое прикрытие коммуникаций организуется с целью быстрого восстановления разрушенных объектов и возобновления работы эксплуатируемых путей сообщения для выполнения воинских и других перевозок.

При организации технического прикрытия железных дорог определяется состав необходимых сил и средств для восстановления разрушенных объектов, порядок их расстановки по прикрываемым объектам, выполняются в максимально возможном объеме все подготовительные работы с целью сокращения сроков восстановления; производятся работы по восстановлению разрушенных объектов для возобновления в короткое время сквозного движения поездов с последующим наращиванием пропускной способности до заданных размеров.

Главной задачей технического прикрытия морских портов является расстановка сил и средств по прикрываемым объектам, расчистка подходов со стороны акватории портов, восстановление причалов с небольшими разрушениями, ликвидация завалов и пожаров, подъем затонувших судов, кранов и других механизмов.

Техническое прикрытие внутренних водных путей осуществляться с учетом возможно быстрого переноса погрузки (выгрузки) войск, материальных средств, раненых и больных в запасные перегрузочные пункты, в уцелевшие порты и пристани, а также организации перегрузки у необорудованного берега. Речные порты, подвергшиеся сильному разрушению, в ходе операции, как правило, не восстанавливаются, В случае разрушения искусственных сооружений на реках и образования изолированных участков речной транспорт можно использовать для организации воинских перевозок на небольшие расстояния.

Техническое прикрытие военных аэродромов осуществляется силами и средствами инженерно-аэродромных и авиационно-технических частей. Аэродромы гражданской авиации прикрываются силами и средствами спецформирований государственной службы воздушного транспорта.

Под восстановлением коммуникаций вслед за наступающими войсками понимается комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на возобновление движения, прерванного в связи с разрушениями на путях сообщения при отходе противника.

Восстановление железных дорог на территориях, освобожденных от противника, ведется железнодорожными войсками. В целях сокращения объема восстановительных работ принимаются меры воспрещающие противнику осуществлять заграждение железных дорог.

Восстановление морских путей сообщения осуществляется с учетом возможности выполнения работ в портопунктах и в рейдовых условиях. Для этого используются силы и средства флота, спецформирования министерства транспорта.

Речные пути сообщения восстанавливаются специальными восстановительно-эксплуатационными формированиями речного транспорта (ВРУ). Каждое такое формирование по опыту учений способно обеспечить восстановление водного участка протяженностью 300-400 км.

Восстановление военных аэродромов и посадочных площадок осуществляется силами и средствами инженерно-аэродромных частей.

Устойчивая работа транспорта в современной войне будет во многом зависеть от правильного распределения и качества подготовки транспортных средств. При этом предусматривается рациональное использование грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств, соблюдение скоростей и сроков доставки грузов, сокращение порожнего пробега, исключение нерациональных перевозок, использование обратных рейсов транспортных средств для эвакуационных перевозок.

При выполнении воинских перевозок, связанных с перегруппировкой войск, подвозом материальных средств и эвакуацией, используются вагоны, морские, речные и воздушные суда, автомобили и прицепы.

Для выполнения воинских железнодорожных перевозок используются крытые вагоны, платформы, полувагоны и цистерны.

Морские и речные суда, используемые для воинских перевозок, могут быть как самоходные, так и несамоходные. Они имеют помещения и палубы, пригодные для размещения личного состава, боевой техники и грузов.

Для выполнения воинских перевозок воздушным транспортом используются воздушные суда военно-транспортной и гражданской авиации. Данные воздушные суда обладают неодинаковой степенью готовности к выполнению воинских перевозок. Если воздушные суда ВТА подготовлены к транспортировке войск, многих видов их вооружения, боевой техники, материальных средств, а также к высадке десантов, то самолеты гражданской авиации используются для перевозок материальных средств и эвакуации раненых и больных только после соответствующего их переоборудования.

В современных операциях бесперебойность транспортного обеспечения достигается четким его планированием, заблаговременной подготовкой путей сообщения и транспортных средств к выполнению массовых воинских перевозок в условиях возможных разрушений, научно обоснованной разработкой мероприятий по эксплуатации, техническому прикрытию, восстановлению коммуникаций и их рациональной организацией.

Одной из основных задач, стоящих перед службой ВОСО в связи с современными вызовами и угрозами безопасности страны и международной стабильности, связанными с проявлениями, в первую очередь исламского терроризма, является выполнение воинских перевозок по переброске воинских контингентов ВС РФ для участия в миротворческих операциях по поддержании мира и стабильности в отдельных регионах.

Большой опыт работы ВОСО и транспорта был получен при перевозке войск и воинских грузов при выполнении перевозок для обеспечения боевых действий войск в республике Афганистан (1979—1988 гг.), организация перевозки миротворческих сил РФ в Боснию и Герцеговину, а затем в Косово (Югославия) в период с 18 по 23 января 1996 г., при организации операции по разоружению незаконных формировании в Чечне в 1994 году («первая чеченская компания»), проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе («вторая чеченская компания»), 1999 -2002 г.г., выполнении перевозок войск в Северную Осетию и Абхазию в период проведения операции по принуждению к миру Грузии в 2008 г.

Так, например, с вводом ограниченного контингента Советских войск в Афганистан в 1980 году службе ВОСО потребовалось решить задачи по организации подвоза материальных средств автомобильным транспортом на территории Афганистана, транспортному обеспечению подразделений и частей всеми видами довольствия, организации и введению в действие паромных переправ и наплавного моста через реку Амударья.

С вводом войск в Афганистан, органы ВОСО и транспорта приступили к организации воинских перевозок. Все мероприятия проводились организованно и быстро. Оперативно сработало Среднеазиатское пароходство. Уже через два часа после поступления указаний началась загрузка барж перегрузочными мостками, шпалами, тросом дляих зачалки и другими необходимыми приспособлениями. В короткое время под руководством органов военных сообщений у необорудованного берега Амударьи были установлены две стоечные баржи, к ним пришвартованы три порожние баржи. При них постоянно находились два буксира. Силами местных дорожных организаций было построено 1,5 км автомобильных дорог для подходов к паромной переправе. Подготовка паромных переправ и наводка наплавного моста шли параллельно. Служба военных сообщений занималась организацией переправ для передачи войск и грузов через реку Амударью.

Активно осуществлялись перевозки и воздушным транспортом, после размещения войск в районах аэропортов Кабул или Баграм. Перевозки в глубь РА осуществлялись в основном воздушным транспортом - самолетами Ил-76, Ан-22, Ан-12. Перевозили все, что было необходимо: боеприпасы, ГСМ, продовольствие, стройматериалы и др.

Транспортное обеспечение ограниченного контингента войск опиралось на существующую сеть коммуникаций южных республик Средней Азии.

Основным видом транспорта являлся железнодорожный. На него приходились наибольшие объемы воинских перевозок.

Также важнейшую роль играл автомобильный транспорт, а точнее автотранспортные части и подразделения. Это был единственный наземный вид транспорта, который связывал между собой все гарнизоны советских войск.

При выполнении воинских перевозок все виды транспорта использовались в различном сочетании и последовательности. Основная масса материальных средств и техники перевозилась до перевалочных баз по железной дороге, а далее автомобильным транспортом. Горючее - по железной дороге до складов в Термезе и Кушке и далее по трубопроводу и баржами. Скоропортящиеся и срочные грузы, личный состав - самолетами ВТА и МГА.

Водный транспорт использовался для доставки материальных средств по реке Амударья на участке от Термеза (Хайратона) до Ширхана (200 км). Перевозки выполнялись судами Среднеазиатского пароходства. Объем водных воинских перевозок в 1985 г. по сравнению с 1983 г. увеличился более чем в 2 раза, что дало возможность максимально освободить автотранспорт.

Из общего количества груза, перевозимого внутренним видным транспортом, около 80% приходилось на ГСМ, 10% — на продовольствие и 10% — на боеприпасы, строительные и прочие грузы.

Для перевозки материальных средств использовались баржи грузоподъемностью 250 - 300 т. Погрузка барж осуществлялась в портах Термез и Хайратон силами и средствами войск. Выгрузка судов в порту Ширхан производилась силами и средствами войск.

Необходимо отметить и особенности работы транспорта при организации перевозки миротворческих сил РФ в Боснию и Герцеговину в период с 18 по 23 января 1996 г. и в Косово в июле-августе 1999 г.

Перед органами ВОСО была поставлена задача спланировать и организовать перевозку воинских эшелонов по железной дороге из России в Боснию и Герцеговину, в район дислокации миротворческих сил РФ. Для перевозки сил также привлекалась ВТА. Был принят комбинированный способ перевозки: тяжелая техника и материальные средства по железной дороге воинскими эшелонами, а личный состав и остальная техника, вооружение самолето-рейсами ВТА.

Одновременно, проводилась подготовка района погрузки войск (рекогносцировка района, обучение войск перевозкам, отбор и постановка в запас подвижного состава, приведение техники в габаритное очертание погрузки колеи 1435 мм).

В целом перевозка миротворческих сил явилась своеобразным экзаменом личной военно-технической подготовки офицеров органов военных сообщений, а также проверкой всех служб железной дороги к работе в особых условиях. Перевозки миротворческого контингента десантных войск в бывшие республики Югославии явились фрагментом массовых воинских перевозок.

Особого рассмотрения требует организация работы транспорта и органов ВОСО при организации воинских перевозок в операции по разоружению незаконных формировании в Чечне в 1994 году («первая чеченская компания») и проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе («вторая чеченская компания»), 1999 -2002 г.г.

С начала выполнения перевозок (с 30 ноября 1994 г. и по 30 января 1995 года) в район Чечни было перевезено 154 воинских эшелона, это около 6 тысяч вагонов, кроме того, было доставлено 670 воинских транспортов 3,6 тысяч вагонов с боеприпасами, вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, в том числе перевезено горючего 2,3 тысяч железнодорожных цистерн.

Весь объем перевозок был выполнен в заданные сроки, что обусловливалось достижением высоких скоростей на маршрутах перевозок, четким и слаженным взаимодействием органов ВОСО и органами железнодорожного транспорта РФ на всех уровнях управления.

В целях проведения организованной выгрузки прибывающих в район Чечни войск в воинских грузов, в подготовительный период в суточный срок была проведена рекогносцировка и выбор железнодорожных станций, предприняты меры по увеличению выгрузочной способности этих станций.

На вновь открытых для выгрузки войск станциях в качестве выгрузочных аппарелей использовались железнодорожные платформы с убранными с одной стороны этих платформ тележек, а также были завезены и установлены сборно-разборные металлические аппарели.

Опыт переброски войск в Чечню и организация их всестороннего обеспечения еще раз показали, что железнодорожный транспорт является важнейшим при подготовке в ходе ведения, как крупномасштабных боевых действий, так и выполнении специфических задач.

Сохранив единую организационную структуру и систему управления, железнодорожный транспорт сохранил свои потенциальные возможности по выполнению массовых воинских перевозок в кратчайшие сроки. Однако не всегда воинские перевозки железнодорожным транспортом проходили в соответствии с утвержденными планами. Причинами задержек поездов при организации перевозок являлись:

- воздействие противника на пути сообщения, запрет на движение поездов Командующим группировкой в связи с возможностью проведения террористических актов, запрет на движение поездов из-за невозможности обеспечения воздушного прикрытия по погодным условиям, скрытый саботаж в организации пропуска поездов и проведении маневровой работы работниками местных железных дорог;

- отсутствие штатных погрузочно - выгрузочных подразделений, несвоевременное и недостаточное выделение личного состава и техники для выгрузки вагонов;

- недостаточное путевое развитие станций, ограничение производства маневровой работы только светлым временем суток, ручное управление стрелками значительно задерживает расстановку вагонов по фронтам выгрузки.

- недостаток средств механизации и личного состава, несвоевременный вывоз грузов со станции и занятость ими фронтов выгрузки, несвоевременная очистка и закрытие дверей и люков вагонов после выгрузки.

Основной объем воинских перевозок на всех этапах контртеррористической операции был выполнен железнодорожным транспортом. Все перевозки были осуществлены в установленные командованием сроки во многом благодаря тому, что железнодорожный транспорт сохранил единую организационную структуру, систему управления и потенциальные возможности по выполнению массовых воинских перевозок. Успешному выполнению задания способствовала и умелая организация воинских перевозок органами военных сообщений.

Характер современных войсковых операций, способы их подготовки и проведения создают исключительно сложные условия для организации транспортного обеспечения. Это, прежде всего, определяется сложностью задач, стоящих перед транспортом, резким увеличением объемов воинских перевозок, а также изменением характера воздействия противника по транспортным объектам.

Значительные объемы воинских перевозок, сжатые сроки их выполнения, масштабы и характер воздействия противника по путям сообщения обуславливают необходимость всесторонней подготовки и использования в интересах ВС РФ всех видов транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: