Роль транспорта в войне

Опыт ведения боевых действий показал, что вооружение, состав, организация, тактика и стратегия Вооружённых сил зависят, прежде всего, от достигнутой в данный момент ступени производства и средств сообщения.

В современных условиях роль транспорта в операциях ещё более возрастает. Оборонительный характер Российской военной доктрины усложнил решение транспортных задач. Наряду с транспортным обеспечением оборонительных боевых действий потребуется одновременно выполнить воинские перевозки для подготовки и ведения контр наступательной операции.

Данные использования транспорта в прошлых войнах показывают его всё возрастающую роль и значение.

Благодаря растущим возможностям железных дорог уже в впервой половине прошлого столетия встал вопрос об их использовании в военных целях, а роль железнодорожного транспорта при подготовке стран к войне и в ходе боевых действий превратилась в объект пристального изучения политиков, военных, научно-технической интеллигенции.

Быстрота, надежность и относительно невысокие, по сравнению с другими видами транспорта затраты, колоссальное влияние, которое железнодорожный транспорт оказывал на сроки мобилизации и сосредоточения вооруженных сил, их материально-техническое обеспечение, позволили специалистам увидеть в нем орудие войны, новый и притом незаменимый род оружия против неприятеля.

Передвижение войск осуществлялось по подготовленным грунтовым дорогам.

При этом приходилось создавать специальную сеть баз снабжения, привязанную к важным операционным направлениям. Огромные обозы обременяли армии и мешали их маневрированию. Неудивительно, что использование железных дорог в военных целях началось с перевозок войск, причем России принадлежит первенство в этом новом и, как казалось тогда некоторым специалистам, весьма небезопасном деле.

4 июля 1848 года сразу после открытия участка Петербург - Колпино Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, получившего название “опытного пути”, по нему в Петербург была перевезена команда в составе 250 рекрутов, а 24-27 августа того же года на этот раз из Петербурга в Колпино перевезены три полка 1-й Гренадерской дивизии численностью 7500 человек. Всего же с 1852 по 1856 год общий объем произведенных воинских перевозок по железным дорогам России составил 836500 человек, 58200 лошадей и около 11000 повозок. В том же 1848 году из Кракова в Градиш была перевезена состоявшая из 14532 человек при 1993 лошадях и 40 орудиях (с 464 зарядными и фурштатскими фурами и 88 быками) дивизия генерала Панютина. Переезд на расстояние в 281 версту занял у нее три дня.

Первые воинские перевозки непосредственно на театре военных действий были осуществлены во время датско-прусской войны 1848-1850 годов. Затем, в 1850 году из Вены к северной границе Австрии за 26 дней было перевезено 75000 человек и 800 лошадей. На продолжительность этой операции пагубное влияние оказало отсутствие планомерности в организации перевозок войск. По этой причине вместо предполагавшихся 7-9 дней 14 суток заняла в 1859 году перевозка в ходе Итальянской кампании австрийского корпуса, который в составе 20000 человек и 5400 лошадей был отправлен из Вены в Ломбардию. Но в том же 1859 году для организации перевозок частей французской армии в Северную Италию создается особая комиссия из представителей железных дорог и офицеров Генерального штаба. В итоге получен рекордный результат - в течение апреля-июня было перевезено 230000 человек и 36000 лошадей со всей артиллерией и обозом.

Использование железнодорожного транспорта решающим образом повлияло как на характер и сроки подготовки государства к войне, так и на всю организацию и ход боевых действий. Прежде всего, резко сократилось время, которое проходило с момента объявления войны до начала боевых действий.

Развитие железнодорожного транспорта обеспечивало возможность удовлетворения материальных потребностей значительно больших группировок войск. Это вызвало увеличение численности действующих армий, существенно уменьшило их зависимость от особенностей театра военных действий.

Существующая система снабжения войск, основанная на гужевом транспорте, не позволяла армиям удаляться от своего “оперативного базиса” более чем 125 км без риска потерпеть сокрушительное поражение, полностью лишившись снабжения. В тоже время железнодорожный транспорт легко решал такую задачу. Расчеты показали, что, если бы у Наполеона была хотя бы одна железнодорожная линия от Вильны к Смоленску и армия Наполеона получала бы лишь 3-5 составов продовольствия в сутки, то ей незачем было бы уходить из Москвы.

Развитие железных дорог позволило также решить еще одну немаловажную проблему - железные дороги дали возможность обеспечить быструю эвакуацию с театра военных действий больных и раненных и распределение их по лечебным учреждениям, расположенным на всей территории воюющего государства.

И, наконец, помимо усиления влияния железных дорог на скорость мобилизационного развертывания, сосредоточения и объемы материально-технического обеспечения вооруженных сил, отмечается “проникновение” железнодорожного транспорта непосредственно в зону боев. Он начинает использоваться для совершения маршей при перегруппировках войск, с его помощью осуществляется подвоз материальных средств и личного состава непосредственно в районы боев и эвакуация раненных, поврежденной техники и иных грузов из этих районов.

Уже, в период русско-японской войны 1904-1905 годов, по плану главного штаба России по железной дороге было перевезено 2698 воинских эшелонов и 2529 грузовых транспортов (5227 поездов), 79 санитарных поездов было использовано для вывоза раненых и больных в тыл страны.

В первую мировую войну (1914-1918 г.г.) объём воинских перевозок для нужд русской армии уже составил почти 120 тысяч поездов.

В довоенный период (1917-1940 г.г.) уделялось огромное внимание развитию транспортной системы страны. Предвоенное развитие и техническая реконструкция всех видов транспорта нашей страны сыграли решающую роль в обеспечении выполнения огромного объёма воинских и народнохозяйственных перевозок в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны подготовка и ведение операций были связаны с необходимостью выполнения огромных по масштабу и значению воинских перевозок, от своевременности осуществления которых, в значительной мере зависел успех перегруппировки войск, подвоза материальных средств, эвакуации раненых и больных, а также выполнения других видов перевозок.

Великая Отечественная война подтвердила жизненность основного положения военной доктрины, что только решительными действиями можно разгромить вооружённые силы противника, сломить его волю и одержать победу в войне. Но для этого помимо армии, экономической базы и ресурсов необходимо было иметь жизнеспособную транспортную систему, которая бы выдержав массированные воздушные налеты противника, сумела в крайне сложной обстановке перестроить свою работу и обеспечить отмобилизование и стратегическое развертывание армии для отпора агрессору.

Необходимо отметить особую, ведущую роль железнодорожного транспорта в обеспечении победы над врагом.

Внезапное нападение фашистской Германии и вынужденный отход наших войск в начальный период войны поставил железнодорожный транспорт в трудные условия. Протяженность железных дорог все время сокращалась и к концу 1941 года снизилась на 42% от довоенного уровня, а объем воинских перевозок возрастал. Так, среднесуточная погрузка войск и материальных средств уже в первые дни войны составила около 40% общей погрузки всей сети железных дорог нашей страны. На железных дорогах находилось одновременно до 1500 - 1700 поездов с вой­сками и до 10 -12 тысяч транспортов с воинскими грузами.

Всего же за период 1941 - 1945 годов по железной дороге было перевезено около 20 млн. вагонов с войсками, боевой техникой и грузами снабжения, миллионы вагонов с ранеными, около 2 млн. вагонов с оборудованием промышленных предприятий. Это составило 443213 поездов с войсками и воинскими грузами и 11863 поезда с больными и ранеными.

Удельный вес воинских перевозок, выполненных железнодорожным транспортом в годы войны, составил 70% от объема, выполненного всеми видами транспорта (по грузообороту).

При выполнении перевозок из глубокого тыла на фронт железнодорожный транспорт был единственным видом транспорта, который мог выполнить задачу доставки на большие расстояния огромной массы войск и материальных средств.

Наряду с железнодорожным в годы ВОВ широко использовались и другие виды транспорта: автомобильный, водный, воздушный и даже гужевой.

Объем перевозок, выполненных автомобильным транспортом, составил 39 млн. вагонов в переводе на железнодорожные вагоны. Автомобильный транспорт в минувшую войну дополнял железнодорожный, иногда действуя параллельно с ним. С началом наступательной операции автомобильный транспорт играл решающую роль в подвозе, т.к. восстановление железных дорог отставало от наступающих войск.

Морским и речным транспортом было перевезено свыше 21 млн. т. грузов, а также выполнены значительные перевозки по медицинской эвакуации. Общий объем водных перевозок (в пересчете на ж.д. вагоны) за годы войны составил около 2,7 млн. вагонов, или примерно 10% по грузообороту.

Существенную роль в выполнении особо срочных перевозок во время войны играла транспортная авиация. За всю Великую Отечественную войну для перевозки войск и грузов по воздуху было совершенно более 1,5 млн. самолёто-вылетов. Из них свыше 90% совершила авиация ГВФ, более 1,5% - авиация дальнего действия и около 5 % - части фронтовой авиации. Всего по воздуху было перевезено 1 млн. 539 тыс. человек, в том числе 346 тыс. раненых и больных, доставлено 123 тыс. т. различных материальных средств.

Для обеспечения партизанских отрядов было совершено более 109 тыс. самолёто-вылетов, из них 13 тыс. с посадкой в тылу противника. Партизанам доставлялись боеприпасы, вооружение, продовольствие, радиостанции, медикаменты и т. д.

Выполнение такой сложной и ответственной задачи, как обеспечение потребности Армии в перевозках войск и материальных средств, было возможным благодаря комплексному использованию всех видов транспорта, особенно на ТВД.

Таковы некоторые краткие итоги о работе основных видов транспорта в годы Великой Отечественной Войны.

Послевоенный период ознаменовался коренными преобразованиями в военном деле. Существенно изменился характер воздействия противника по объектам транспорта, условия выполнения воинских перевозок, способы использования различных видов транспорта. Применение ракетно-ядерного оружия может привести к значительно большему разрушению транспортных объектов, чем это имело место в годы прошлой войны. Наличие обширных зон радиоактивного заражения сделает невозможным немедленное восстановление разрушенных объектов или пропуск поездов по существующим линиям из-за высоких мощностей доз излучения. Кроме того, применение средств массового поражения вызовет большие потери перевозимых войск и работников транспорта.

Таким образом, условия работы всех видов транспорта резко ухудшатся, потребность же в перевозках значительно возрастет. При этом большой удельный вес составят перевозки грузов, требующих соблюдения специальных правил и условий перевозок (ракеты, ракетное топливо, боеприпасы, негабаритная техника и др.).

Наибольшая напряжённость в работе транспорта может наступить при выполнении перевозок, связанных с подготовкой крупных операций.

Одновременно с перевозками в интересах Вооружённых Сил транспорту придется выполнять перевозки для народного хозяйства, перевозки по эвакуации и другие.

Транспортное обеспечение, являясь видом тылового обеспечения, планируется и организуется в соответствии с требованиями руководящих документов по подготовке и ведению операций (боевых действий) Вооружёнными Силами РФ.

Реализация задач оперативных объединений в современных операциях (боевых действиях) тесно увязана с перевозками и перемещениями значи­тельных объемов войск, людских и материальных ресурсов, что требует интенсивного использования различных видов транспорта. Эффективное использование транспортного потенциала страны в интересах войск (сил) при проведении операций (боевых действий) предполагает выполнение целого комплекса организационно-технических и инженерно-строительных мероприятий проводимых органами управления всех уровней, воплощёно в понятие транспортное обеспечение.

Опыт Великой Отечественной войны убедительно подтвердил, что без хорошо налаженного транспорта нельзя рассчитывать на серьёзный успех в современных операциях. Во время войны объёмы воинских перевозок достигали крупных масштабов. Объем оперативных перевозок достиг 244 603 поездов или 9 784 034 вагонов в двухосном исчислении. Удельный вес оперативных перевозок в общем объеме воинских железнодорожных перевозок составил более 55%. Железнодорожным транспортом перевозились не только отдельные соединения, части и учреждения, но и целые оперативные объединения (армии, фронты). Только в летне-осенний период 1941 г. в пункты сосредоточения войск были перевезены 291 стрелковая дивизия и 94 бригады. В последующем масштабы перевозок войск непрерывно возрастали. В ходе войны почти все крупные передвижения войск на большие расстояния выполнялись железнодорожным транспортом. В современных условиях объем снабженческих перевозок еще больше возрастет, а сроки выполнения сократятся, что повысит напряженность в работе транспорта.

Транспортное обеспечение операций заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и гарантированного функционирования транспорта для выполнения всех видов воинских перевозок. Оно включает:

- подготовку;

- эксплуатацию;

- техническое прикрытие;

- восстановление всех видов путей сообщения и трубопроводов;

- выделение (распределение) и подготовку транспортных средств.

В условиях подготовки и ведения оборонительных операций важное значение имеет заграждение путей сообщения и их разграждение, которые являются элементами инженерного (оперативного) обеспечения, и могут оказать существенное влияние на организацию транспортного обеспечения.

Современное состояние транспортного обеспечения операций во многом обуславливается теми количественными и качественными изменениями, которые происходят в Вооружённых Силах и на видах транспорта.

В основе мероприятий по транспортному обеспечению лежат научные принципы, которые являются концентрированным обобщением опыта тылового обеспечения операций, теории и практики выполнения воинских перевозок.

В результате дальнейшего развития и совершенствования материально-технической базы транспорта, качественного «роста» боевого потенциала Вооружённых Сил, существенно изменились взгляды на формы и способы ведения боевых действий. Повысились требования к обеспечению мобильности и автономности действий соединений, частей и учреждений ВС РФ. Увеличился объём и усложнился характер решаемых задач по транспортному обеспечению войск (сил).

За последнее время материально-техническая база железнодорожного транспорта несколько усилилась за счёт внедрения новых более мощных локомотивов и вагонов, увеличения протяжённости двухпутных линий, расширения полигона электрифицированных железнодорожных участков. Это позволило увеличить пропускную способность железных дорог, повысить вес поезда и скорости их движения, увеличить грузооборот.

В развитии автомобильного транспорта заметна тенденция к повышению грузоподъёмности, проходимости и манёвренности автотранспортных средств.

Изменилась материально-техническая база автопредприятий, соединений и частей дорожных войск. Они оснащаются современными понтонно-мостовыми парками, автодорожными разборными мостами, сборно-разборными дорожными покрытиями, мобильными установками для устройства свайных опор, светотехническими средствами дорожно-комендантской службы и другой техникой. Полностью механизированы работы по строительству мостов и восстановлению дорог.

Большие качественные перемены произошли в материально-технической базе морского и речного флота. В составе морского флота имеются суда, подготовленные для перевозок военной техники, вооружения, материальных средств и осуществления эвакуации. В последние годы на морском транспорте намечен переход на интенсивное внедрение и развитие транспортно-технологических систем: контейнерной, пакетной, ролкерной, паромной и лихтеровозной. Они позволяют значительно повысить эффективность работы и провозную способность флота, сокращают стоянки судов в портах и сроки доставки грузов, а также их сохранность.

Новые транспортно-технические системы морского флота, безусловно, найдут широкое использование при выполнении воинских перевозок в военное время, когда грузовые операции придётся выполнять на необорудованном побережье с использованием временных причалов и рейдовых средств, а также в запасных морских перегрузочных районах.

Речной транспорт пополняется большегрузными судами, буксирами - толкачами, грузовыми теплоходами повышенной грузоподъёмности, мелко тоннажными судами для малых рек, судами смешанного плавания «река-море», баржами-площадками и самоходными паромами, пригодными для перевозки боевой техники и устройства наплавных мостов и паромных переправ.

Воздушный транспорт развивается, в основном, путём совершенствования самолётного парка, расширения сети аэродромов и оборудования воздушных трасс, повышения оперативности управления воздушным движением. Парк военно-транспортной гражданской авиации пополняются модернизированными и новыми самолётами увеличенной грузоподъёмности. Ведутся работы по созданию и совершенствованию самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Исследуются вопросы применения аэростатов, аэрокранов, дирижаблей в интересах транспортного обеспечения войск. Они могут эффективно применяться в зонах заражения, затопления, пожаров, лесных завалов, на необорудованных участках побережья для разгрузки контейнеров с материальными средствами и техники с железнодорожных и платформ, палуб и из трюмов кораблей. С их помощью возможна переброска грузов по воздуху через различные преграды.

Преобразилась и материально-техническая база трубопроводного транспорта, службы горючего и смазочных материалов. На вооружение трубопроводных соединений и частей поступают высокопроизводительные полевые магистральные трубопроводы, новые металлические и резинотканевые резервуары, перекачивающие станции, механические автоцистерны, специальные топливозаправщики.

Дальнейшее развитие в современных условиях получает тенденция комплексного использования транспорта в военное время, на основе создания единой транспортной сети. Благодаря этому повышается живучесть коммуникаций, слаженность в работе всех звеньев транспорта и максимальное сокращения сил, средств и времени на перегрузочные операции и на переправку грузов с одного вида транспорта на другой. Поэтому в настоящее время актуальными проблемами являются:

- поиск рациональных способов согласованной подготовки пунктов стыка видов транспорта (выгрузочные станции, порты, аэродромы);

- внедрение комплексной механизации погрузочно-выгрузочных работ;

- внедрение контейнерных перевозок;

- развитие бесперегрузочных сообщений.

К основным специфическим принципам транспортного обеспечения относятся:

- организация транспортного обеспечения по коммуникационным направлениям (коридорам);

- планирование и осуществление мероприятий по транспортному обеспечению с учетом использования всей транспортной сети (комплексное использование транспорта);

- согласованная подготовка различных видов транспорта как элементов единой транспортной системы;

- первоочередное восстановление и эксплуатация тех участков путей сообщения и объектов, которые обеспечивают наиболее быстрое возобновление движение транспортных средств;

- сосредоточение основных усилий по рубежам возможных барьерных рубежей;

- осуществление мероприятий по техническому прикрытию в тесной увязки с их эксплуатацией;

- расстановка сил и средств, прикрывающих основные объекты, с учетом постоянной готовности к быстрому выдвижению на другие (дополнительные) объекты;

- планирование и осуществление технического прикрытия коммуникаций с учетом возможного переключения перевозок на другие направления и выгрузки на запасных районах;

- восстановление путей сообщения с поэтапным вводом в эксплуатацию восстановленных участков и объектов;

- рациональное сочетание централизации и децентрализации управления различными видами транспорта.

В современных условиях роль транспорта существенно возросла. С увеличением пространственного размаха и динамизма операций (боевых действий), совершенствованием средств вооруженной борьбы и ростом количества оружия и боевой техники повышается значение перегруппировок войск, становятся более значительными потребности в подвозе материальных средств для накопления запасов, восполнения расходов и потерь. По опыту командно-штабных учений для обеспечения современной фронтовой наступательной операции только железнодорожным транспортом требуется перевести 800 - 850 эшелонов с войсками и тыловыми соединениями, частями и учреждениями и 750-900 поездов с материальными средствами.

Вместе с тем, с увеличением объёма воинских перевозок крайне усложнились условия работы транспорта. Возможность разрушения наиболее важных транспортных узлов, железнодорожных и автодорожных мостов, тоннелей, портовых и гидротехнических сооружений, разобщения сети путей сообщения на ряд изолированных полигонов и участков транспортной сети - всё это создаёт крайне тяжелые условия для выполнения воинских перевозок. Поэтому требуется проведение специальных мероприятий по обеспечению живучести сети путей сообщения и непрерывности воинских перевозок в условиях массовых разрушений на коммуникациях. Комплекс этих мероприятий и составляет главное содержание транспортного обеспечения.

Рассматривая условия работы транспорта в современной войне, необходимо в первую очередь проанализировать такие факторы, которые в наибольшей степени окажут влияние на выполнение воинских перевозок и транспорта в целом. Главными из них являются:

А. Условия оперативно-тыловой обстановки;

Б. Объём и темпы воинских перевозок;

В. Состояние и возможности путей сообщения;

Г. Наличие и размещение сил и средств транспортного обеспечения.

Условия оперативно-тыловой обстановки будут, в основном определяться особенностями оборонительных операций начального периода войны, характером и масштабами воздействия противника по транспортным объектам современными средствами поражения.

Особо сложные условия для работы транспорта могут возникнуть при внезапном нападении агрессора или в случае, когда войне будет предшествовать очень короткий угрожаемый период. В этом случае будет испытываться недостаток в силах и средствах транспортного обеспечения, что потребует максимального использования местных ресурсов и своевременного мобилизационного развёртывания транспортных соединений, частей и спец формирований, а так же перевода работы транспорта с мирного на военное положение.

Начальный период войны будет характеризоваться неожиданными и частыми изменениями обстановки, истребительным характером боевых действий.

Условия работы транспорта в значительной мере будут определяться характером и масштабами воздействия противника по путям сообщений. При этом следует исходить из того, что по путям сообщения могут применяться не только обычные средства поражения, но и оружие массового поражения.

Наиболее сложные условия на путях сообщения могут возникнуть в случае развязывания агрессором ядерной войны, опасность которой сохраняется. При применении ядерного оружия по транспортным объектам могут образоваться значительные зоны заражения, затопления, многочисленные, очаги разрушений, пожаров, завалов. Возникает необходимость использования изолированных участков, развёртывания перегрузочных районов, производства работ на зараженной местности, восстановления боеспособности специальных войск и спецформирований транспортных ведомств, проведения мероприятий по ликвидации последствий применения противником средств поражения по путям сообщения.

В такой обстановке придётся переключать грузопотоки с одного вида на другой, осуществлять манёвр перевозками в зависимости от складывающейся обстановки. В этих условиях только комплексное использование различных видов транспорта позволяет эффективно осуществлять регулировочные мероприятия и тем самым снизить ущерб от воздействия противника по транспортным коммуникациям.

Одновременно с массированным применением современных средств поражения противник может осуществлять высадку воздушных и морских десантов, выброску диверсионно-разведывательных и мобильных отрядов и групп специального назначения. Всё это ещё более осложнит работу транспорта, потребует привлечения значительных сил и средств для защиты, обороны и охраны объектов транспорта.

Условия работы транспорта будут зависеть также от объёмов и темпов воинских перевозок.

Они будут осуществляться для наращивания боевого потенциала обороняющихся войск и создания контрударных группировок войск, рассредоточения запасов материальных средств, восполнения их расходов и потерь, и в других случаях. Весьма значительными будут эвакуационные и мобилизационные перевозки.

Характерными особенностями воинских перевозок в начальном периоде войны будут:

- массовость и высокая интенсивность;

- большая нестабильность и срочность;

- значительные объёмы и сжатые сроки выполнения эвакуационных перевозок могут затруднять перевозки войскам (силам) фронта.

Важным показателем, определяющим условия работы транспорта в современной войне, является его состояние и возможности.

Высокая пропускная провозная способность путей сообщения, наличие обходов и соединительных ветвей в крупных транспортных узлах, дублирующих мостовых переходов, запасов материалов и конструкций, создаваемых заблаговременно, создают предпосылки для обеспечения живучести коммуникаций и непрерывности воинских перевозок в условиях массовых разрушений и заражений на путях сообщения.

На работу транспорта неблагоприятно может сказаться отсутствие достаточного количества сил и средств подготовки и использования коммуникаций.

Поэтому в начальном периоде войны будут максимально использоваться созданные в мирное время строительные и эксплуатационные формирования транспорта с последующим наращиванием сил и средств. Потребуется организация чёткого взаимодействия различных по ведомственной подчинённости местных транспортных организаций, спецформирований и частей специальных войск.

Таким образом, характер первых операций начального периода войны, разнообразие и сложность задач, выполняемых транспортом, а также возможные масштабы воздействия противника по путям сообщения могут создать трудности в обеспечении перегруппировок войск, доставки материальных средств, организации эвакуационных и других видов перевозок. Поэтому к транспорту при выполнении воинских перевозок в военное время предъявляются требования, важнейшими из которых являются:

- обеспечение высокого уровня мобилизационно - технической готовности транспорта за счёт подготовки и совершенствования его материально - технической базы и сокращения сроков перевода на военное положение существующей системы управления;

- соответствие состояния и возможностей транспорта объёму и темпам воинских перевозок, создание условий для использования всей сети путей сообщения в границах соответствующих регионов;

- обеспечение живучести путей сообщения и непрерывности воинских перевозок, в том числе и на разобщённых направлениях, в условиях массовых разрушений и затоплений;

- рациональная расстановка строительно-восстановительных и эксплуатационных сил и средств с учётом обеспечения автономности их действия, управляемости и постоянной готовности к манёвру на любые направления;

- возможность комплексного использования видов транспорта на основе создания единой транспортной сети фронта;

- создание резерва сил и средств для внезапно возникающих задач, восполнение потерь и восстановление боеспособности;

- возможность обеспечения скрытности проводимых мероприятий, надёжной защиты, обороны и охраны путей сообщения;

- оперативность, непрерывность, устойчивость и скрытность управления перевозочным процессом.

Важнейшее значение имеют также такие требования, как универсальность и регулярность работы транспорта, скорость доставки и сохранность перевозимого, которые в конечном итоге определяют степень использования транспорта в интересах Вооружённых Сил. Перечисленные выше требования определяют как задачи, так и направления совершенствования транспортного обеспечения в современной войне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: