Список литературы
Железнодорожный транспорт России в XXI веке
Развитие железных дорог России
Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта
Предыстория железных дорог
Общие сведения о развитии сети железных дорог в мире
О ширине железнодорожной колеи
Паровозы
Электровозы
Грузовые вагоны
Рельсы и шпалы
Первый этап (1825- 1860 гг.)
Второй этап (1860 г. — Первая мировая война)
Третий этап (между Первой и Второй мировыми войнами)
Четвертый этап (1945 - 1980 гг.)
Современный период развития железных дорог (пятый этап)
Первая железная дорога С.-Петербург — Царское Село
Магистраль С.-Петербург— Москва
Образование Министерства путей сообщения России
и начало формирования сети железных дорог
Великий Сибирский путь
Создание базы по выпуску транспортной техники. Совершенствование
системы эксплуатации
Годы Первой мировой и Гражданской войн
Период индустриализации и предвоенные годы
Железные дороги в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг
|
|
Восстановление и дальнейшее развитие железных дорог. Нарастание
трудностей в 1980-е годы
Российские железные дороги в 1990-е годы.
Отставание с внедрением современных технологий
Железные дороги — основной вид транспорта в России
на обозримую перспективу
1.Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. 200 с.
2.Сотников Е. А. Железные дороги России: из века прошлого в век будущий // Железнодорожный транспорт. 1997. № 10. С. 5 — 16.
З.Лисицын А. Л., Сотников Е. А. Железнодорожный транспорт России в XXI веке // Железнодорожный транспорт. 1997. № 10. С. 41-48.
4.История железнодорожного транспорта России. 1836— 1917. Т. 1. СПб. — М.: Иван Федоров, 1994. 336 с.
5.История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917 — 1945. Т. 2. СПб. — М.: Иван Федоров, 1997. 416 с.
6.Калиничев В. П. Великий Сибирский путь. М.: Транспорт, 1991. 248 с.
7.Министры и наркомы путей сообщения. М.: Транспорт, 1995. 272 с.
8.Железнодорожники в Великой Отечественной войне / Под. ред. Н. С. Конарева М.: Транспорт, 1987.590 с.
9.Сотников Е. А. Как возникло Министерство путей сообщения // Вестник
ВНИИЖТ. 1995. № 3. С. 3 - 5.
10.Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. 600 с.
Железнодорожный транспорт в его современном понимании появился в начале XIX века, хотя первые колейные дороги существовали еще в Древнем Риме. Железные дороги для многих стран быстро стали основным видом путей сообщения. В течение XIX и первой трети XX века длина сети железных дорог мира быстро росла и сегодня достигла примерно 1,3 млн. км. Это протяженность железных дорог общего пользования, т.е. тех, на которых любой пассажир или грузоотправитель может купить билет или оплатить стоимость перевозки груза и осуществить необходимую поездку или перевозку. Еще не менее 1 млн. км составляет длина железных дорог, принадлежащих различным предприятиям, особенно в угольной и металлургических отраслях.
|
|
Железнодорожный транспорт оказал поистине неоценимые услуги человечеству в развитии цивилизации. Массовые сухопутные перевозки угля, руды, зерна и многих других грузов, а также перевозки пассажиров и сегодня немыслимы без использования железных дорог. Даже космические корабли (ракеты) доставляют на стартовые площадки по железнодорожным путям в специальных вагонах.
В 50-е годы XX века некоторым специалистам казалось, что железные дороги скоро станут ненужными. Например, в Великобритании был даже предложен проект их замены на автотрассы, но его благоразумно отвергли. Тем не менее после Второй мировой войны в США и многих европейских странах объемы перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом быстро снижались. Сказалась конкуренция других видов транспорта — автомобильного, авиационного, трубопроводного.
Однако в 80-е годы XX века роль железнодорожного транспорта вновь стала возрастать. Многим стало ясно, что при его развитии в соответствии с общими достижениями научно-технического прогресса железные дороги еще долго будут использоваться для массовых перевозок грузов и пассажиров. Пример тому — поистине возрождение, переживаемое железными дорогами благодаря появлению высокоскоростных специализированных пассажирских линий, по которым поезда движутся со скоростью 300 — 350 км/ч и более. Пассажиры предпочитают их реактивным самолетам. В Европе, Азии, Америке, Австралии создаются целые сети высокоскоростных магистралей. Много таких линий уже построено или строится.
Совершенствуется и организация грузовых перевозок. Специализированные грузовые вагоны, большегрузные контейнеры и контрейлеры, ускоренные поезда, обеспечивающие высокую точность доставки грузов, четкое взаимодействие с морским, речным и автомобильным транспортом создают дополнительные преимущества железным дорогам. Так что об их старости говорить рано.
Ретроспективный взгляд на железнодорожный транспорт позволяет сегодня глубже осознать роль железных дорог и дает возможность принимать правильные и обоснованные решения по их развитию. Анализ прошлого всегда помогает решать задачи будущего.
Можно достаточно точно установить основные этапы развития железных дорог как в мировом масштабе, так и в нашей стране и сделать прогнозы на будущее.
Развитие отечественных железных дорог имеет ряд особенностей, проявившихся, главным образом, в советский период. Транссибирская магистраль, протяженность электрифицированных линий, ряд других достижений уникальны.
Однако сегодняшний прорыв в технологиях, в том числе железнодорожных, в развитых странах мира требует нового осмысления ситуации, сложившейся в России. Без анализа мирового опыта трудно оценить будущее отечественных железных дорог. В связи с этим в историческом аспекте рассмотрены этапы развития железных дорог в мире и в нашей стране с учетом изменения их роли в различные периоды, а также в обозримом будущем — до конца XXI века.