double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Железнодорожный транспорт России в XXI веке

Список литературы

Железнодорожный транспорт России в XXI веке

Развитие железных дорог России

Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта

Предыстория железных дорог

Общие сведения о развитии сети железных дорог в мире

О ширине железнодорожной колеи

Паровозы

Электровозы

Грузовые вагоны

Рельсы и шпалы

Первый этап (1825- 1860 гг.)

Второй этап (1860 г. — Первая мировая война)

Третий этап (между Первой и Второй мировыми войнами)

Четвертый этап (1945 - 1980 гг.)

Современный период развития железных дорог (пятый этап)

Первая железная дорога С.-Петербург — Царское Село

Магистраль С.-Петербург— Москва

Образование Министерства путей сообщения России

и начало формирования сети железных дорог

Великий Сибирский путь

Создание базы по выпуску транспортной техники. Совершенствование

системы эксплуатации

Годы Первой мировой и Гражданской войн

Период индустриализации и предвоенные годы

Железные дороги в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг

Восстановление и дальнейшее развитие железных дорог. Нарастание

трудностей в 1980-е годы

Российские железные дороги в 1990-е годы.

Отставание с внедрением современных технологий

Железные дороги — основной вид транспорта в России

на обозримую перспективу


1.Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. 200 с.

2.Сотников Е. А. Железные дороги России: из века прошлого в век будущий // Железнодорожный транспорт. 1997. № 10. С. 5 — 16.

З.Лисицын А. Л., Сотников Е. А. Железнодорожный транспорт России в XXI веке // Железнодорожный транспорт. 1997. № 10. С. 41-48.

4.История железнодорожного транспорта России. 1836— 1917. Т. 1. СПб. — М.: Иван Федоров, 1994. 336 с.

5.История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917 — 1945. Т. 2. СПб. — М.: Иван Федоров, 1997. 416 с.

6.Калиничев В. П. Великий Сибирский путь. М.: Транспорт, 1991. 248 с.

7.Министры и наркомы путей сообщения. М.: Транспорт, 1995. 272 с.

8.Железнодорожники в Великой Отечественной войне / Под. ред. Н. С. Конарева М.: Транспорт, 1987.590 с.

9.Сотников Е. А. Как возникло Министерство путей сообщения // Вестник
ВНИИЖТ. 1995. № 3. С. 3 - 5.

10.Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М.: Большая российская энцик­лопедия, 1994. 600 с.

Железнодорожный транспорт в его современном понимании поя­вился в начале XIX века, хотя первые колейные дороги существовали еще в Древнем Риме. Железные дороги для многих стран быстро стали основным видом путей сообщения. В течение XIX и первой трети XX века длина сети железных дорог мира быстро росла и сегодня достиг­ла примерно 1,3 млн. км. Это протяженность железных дорог общего пользования, т.е. тех, на которых любой пассажир или грузоотправи­тель может купить билет или оплатить стоимость перевозки груза и осу­ществить необходимую поездку или перевозку. Еще не менее 1 млн. км составляет длина железных дорог, принадлежащих различным пред­приятиям, особенно в угольной и металлургических отраслях.

Железнодорожный транспорт оказал поистине неоценимые услуги человечеству в развитии цивилизации. Массовые сухопутные перевоз­ки угля, руды, зерна и многих других грузов, а также перевозки пасса­жиров и сегодня немыслимы без использования железных дорог. Даже космические корабли (ракеты) доставляют на стартовые площадки по железнодорожным путям в специальных вагонах.

В 50-е годы XX века некоторым специалистам казалось, что желез­ные дороги скоро станут ненужными. Например, в Великобритании был даже предложен проект их замены на автотрассы, но его благора­зумно отвергли. Тем не менее после Второй мировой войны в США и многих европейских странах объемы перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом быстро снижались. Сказалась конку­ренция других видов транспорта — автомобильного, авиационного, трубопроводного.

Однако в 80-е годы XX века роль железнодорожного транспорта вновь стала возрастать. Многим стало ясно, что при его развитии в со­ответствии с общими достижениями научно-технического прогресса железные дороги еще долго будут использоваться для массовых пере­возок грузов и пассажиров. Пример тому — поистине возрождение, переживаемое железными дорогами благодаря появлению высоко­скоростных специализированных пассажирских линий, по которым поезда движутся со скоростью 300 — 350 км/ч и более. Пассажиры пред­почитают их реактивным самолетам. В Европе, Азии, Америке, Авс­тралии создаются целые сети высокоскоростных магистралей. Много таких линий уже построено или строится.

Совершенствуется и организация грузовых перевозок. Специализи­рованные грузовые вагоны, большегрузные контейнеры и контрейлеры, ускоренные поезда, обеспечивающие высокую точность доставки грузов, четкое взаимодействие с морским, речным и автомобильным транспортом создают дополнительные преимущества железным до­рогам. Так что об их старости говорить рано.

Ретроспективный взгляд на железнодорожный транспорт позволя­ет сегодня глубже осознать роль железных дорог и дает возможность принимать правильные и обоснованные решения по их развитию. Анализ прошлого всегда помогает решать задачи будущего.

Можно достаточно точно установить основные этапы развития же­лезных дорог как в мировом масштабе, так и в нашей стране и сделать прогнозы на будущее.

Развитие отечественных железных дорог имеет ряд особенностей, проявившихся, главным образом, в советский период. Транссибир­ская магистраль, протяженность электрифицированных линий, ряд других достижений уникальны.

Однако сегодняшний прорыв в технологиях, в том числе желез­нодорожных, в развитых странах мира требует нового осмысления ситуации, сложившейся в России. Без анализа мирового опыта труд­но оценить будущее отечественных железных дорог. В связи с этим в историческом аспекте рассмотрены этапы развития железных дорог в мире и в нашей стране с учетом изменения их роли в различные периоды, а также в обозримом будущем — до конца XXI века.



Сейчас читают про: