Задачи органов ВОСО по обеспечению контроля за гражданским судоходством

Обеспечение безопасности плавания и производственной деятельности судов (ОБПС) в мирное время, с возникновением военной угрозы судоходству и в военное время есть совокупность действий Вооружённых Сил РФ по защите судоходства и комплекса организационных и технических мероприятий, проводимых Военно – Морским флотом, владельцами средств водного транспорта (ВСВТ) при участии Министерства иностранных дел, направленных на сохранение судов, людских и материальных ресурсов в целях их дальнейшего использования в интересах обороны страны и в народном хозяйстве.

К основным организационным мероприятиям по ОБПС относятся:

- осуществление непрерывного контроля за морским судоходством в мирное и военное время;

- ограничение плавания и отзыв судов из удалённых районов морей и океанов в зоны прикрытия флотов;

- укрытие судов в портах и территориальных водах дружественных и нейтральных государств;

- защита судоходства в назначенных зонах.

К основным техническим мероприятиям по ОБПС относятся:

- вооружение судов для самообороны;

- оборудование судов средствами защиты, опознавания и совместного плавания

Основу обеспечения безопасности плавания судов составляет постоянный контроль за морским (гражданским) судоходством, как со стороны владельцев СВТ, так и ВМФ.

Необходимость контроля за гражданским судоходством (КГС) определяется значительным расширением судоходства, повышением для государства, в том числе и для ВС РФ роли и значения морских судов, а также возможностями провокационных действий против судов в удаленных районах морей и океанах (УРМО).

Кроме этого постоянное знание местонахождения и состояния судов позволяет органам ВОСО в комплексе с решением задач ОБПС решать задачи по обеспечению планов воинских перевозок и передачи судов в состав ВМФ.

Основу контроля за гражданским судоходством составляет ежедневный поименный учет местоположения и состояния судов.

Контроль за морским судоходством осуществляется в мирное и военное время Военно-Морским Флотом, владельцами средств водного транспорта и Министерством иностранных дел для решения следующих задач:

- обеспечения производственной деятельности, выполнения рейсовых заданий судов;

- обеспечения безопасности плавания судов;

- контроля за оповещением капитанов судов о военной угрозе;

- использования судов для выполнения специальных заданий ВМФ и воинских перевозок;

- передачи судов в состав ВМФ;

- вооружения судов для самообороны.

На основе непрерывного контроля за морским судоходством осуществляется его защита и свертывание при возникновении военной угрозы, а также производится подбор судов при планировании воинских перевозок и контроль за ходом их выполнения, уточняются планы отмобилизования и вооружения судов для самообороны.

В целях организации контроля Военно-Морским флотом за морским судоходством акватории Мирового океана разделена на зоны контроля.

Зоны контроля за судоходством флотов включают весь Мировой океан с Северным, Дальневосточным, Балтийским, Черноморско-Азовским и Каспийским морскими бассейнами и Арктическими морями.

Контроль за морским судоходством необходим также для решения специальных заданий ВМФ по оперативному, техническому и тыловому обеспечению сил, защите от морского пиратства, оказания помощи терпящим бедствие судам, кораблям, самолетам в океане, обеспечения безопасности мореплавания в навигационном и гидрометеорологическом отношении.

Важное значение имеет знание физико-географических условий морских бассейнов, что позволяет всесторонне оценивать обстановку в зоне прикрытия флота, грамотно производить расчеты по сосредоточению и рассредоточению судов, прогнозировать обстановку, определять районы рассредоточения, промысла и встречи судов, рекомендованные маршруты движения судов при введении особого режима плавания.

В процессе контроля за судоходством физико-географические условия плавания учитываются при определении рекомендованных маршрутов возвращения судов из УРМО и укрытия в дружественных и нейтральных странах.

Движение судов, как известно, определяется по морским путям, которые представляют собой действующие транспортные магистрали. Морским путем в узком смысле называется путь следования судна из одного географического пункта в другой.

Морской путь состоит из участков, которые проходят в открытых водах морей и океанов, в естественных узкостях (проливы, реки), в искусственных каналах или фарватерах и в акваториях портов.

Выбор морских путей для судов торгового флота определяется экономической эффективностью их эксплуатации.

При выборе оптимального пути по кратчайшему времени перехода решающую роль играет скорость судна, на которую влияют ветер, волнение и течение, взаимодействие которых приводит к тому, что кратчайшие пути по расстоянию не всегда являются кратчайшими по времени.

При контроле за судоходством (оценке позиции судов) учитывается также международно-правовой режим плавания при проходе узкостей, заходе в иностранные порты и при стоянках на рейдах. Так, необходимо помнить, что плавание в узкостях (проливах, каналах, шхерах) осуществляется по рекомендованным фарватерам, описание которых дано в лоциях. Во многих узкостях существует обязательная лоцманская проводка. Например, при расчете времени прохода судов каналом необходимо знать расписание формирования и движения караванов судов.

В угрожаемый период при выборе морского пути учитываются военно-политическая и оперативная обстановка, возможные действия прибрежных стран по усилению пограничного режима, ужесточению требований по проходу проливов и производственной деятельности судов в экономических зонах, задержанию судов в иностранных портах и в районах развертывания ВМС противника.

К примеру, важные международные проливы и каналы Босфор, Дарданеллы, Гибралтар, Суэцкий канал и т.д. могут быть под различными предлогами закрыты для судоходства или блокированы ВМС.

В военное время контроль за морским судоходством будет осуществляться конвойной службой флота, оперативными службами соединений кораблей охраны водного района (ОВР) в процессе выполнения воинских перевозок, производственной деятельности судов, выполнения специальных заданий ВМФ и сосредоточения судов для передачи в состав ВМФ, погрузки и выполнения других задач.

Судоходство будет осуществляться, в основном, на морских бассейнах в зонах прикрытия флотов, а контроль за ним будет производиться по информации оперативных дежурных соединений кораблей ОВР, что требует всесторонних знаний физико-географических условий своего бассейна.

Задачу по контролю за судоходством в угрожаемый период и военное время будет выполнять пункт управления конвойной службы и морских воинских перевозок, развернутой на командных пунктах (КП) флота.

ВСВТ информацию о местонахождении судов будут получать через штаб флота и непосредственно от одиночноследующих судов.

Донесения о позициях подведомственных судов ежесуточно представляются в штабы флотов, флотилий морскими и речными судоходными компаниями (владельцами судов).

Достоверность, полноту и своевременность донесений в штабы флотов о позиции судов и происшествиях у ВСВТ контролируют линейные органы ВОСО.

Учет позиций судов и донесения по ним производятся отдельно на переходе в море - по координатам и единой сетке районов, охватывающей все моря и океаны, и в портах - по портам нахождения.

При этом загрузка, наличие на судах бункерного топлива и воды, порты отправления и назначения, время выхода и ожидаемого прибытия, другие данные о судне уточняются по мере их изменения.

Штаб флота, информацию об оперативной обстановке в зонах контроля за судоходством, влияющей на безопасность судоходства, о рекомендованных маршрутах, районах встреч с кораблями ВМФ, ожидания и формирования конвоев направляет ВСВТ по мере изменения.

Также штаб флота (объединения, соединения) в процессе контроля за гражданским судоходством оповещает ВСВТ о введении в действие установленных условных сигналов, о минной обстановке, о введении ограничений на использование радиоэлектронных средств и т.д.

Таким образом, контроль за морским судоходством осуществляется путем непрерывного взаимодействия ВСВТ, органов ВМФ и органов ВОСО.

На командном пункте флота непосредственный контроль за морским судоходством осуществляют группы контроля за гражданским судоходством (КГС).

На группу КГС в мирное и военное время возлагаются следующие задачи:

- постоянный и непрерывный учет, сбор и анализ позиции судов ВСВТ бассейна и судов ВСВТ других бассейнов, находящихся в зоне контроля флота, иностранных судов - на бассейне;

- изучение и знание гидрометеорологической, военно-политической и оперативной обстановки, влияющей на безопасность плавания судов;

- знание физико-географических условий и правового режима морей территориальных вод, портов, проливов, каналов в установленной флоту зоне контроля за судоходством, влияющих на свертывание судоходства;

- участие в разработке руководящих документов по ОБПС, предложений по совершенствованию организации контроля за морским судоходством;

- разработка и уточнение документов плана свертывания судоходства;

- отработка и представление ежесуточных донесений и докладов по контролю за гражданским судоходством на ЦКП ВМФ (о наличии иностранных судов в портах и общей судоходной обстановке);

- отработка справки-доклада по оценке судоходной обстановки начальнику службы ВОСО флота;

- расчет сроков сосредоточения судов из УРМО в зону прикрытия флота и страны укрытия;

- постоянная корректура балансового учета судов гражданских судовладельцев;

- оценка возможностей использования судов для выполнения воинских перевозок и специальных заданий военно-морского командования;

- подготовка предложений по маршрутам возвращения судов в зону прикрытия флотов;

- доведение до ВСВТ рекомендаций штаба флота по маршрутам движения судов и районам производственной деятельности при возникновении военной угрозы судоходству;

- контроль за выполнением ВСВТ установленного флотом особого режима плавания (ОРП), ходом оповещения, отзыва и рассредоточения судов;

- поименный учет местонахождения и состояния судов, занятых под воинскими перевозками и буксировками, с флотскими сортами товарного топлива на борту, а также плавбаз, спасательных буксиров, ледокольных судов и других особо ценных судов по указанию начальника службы ВОСО флота;

- поименный учет иностранных судов, находящихся в портах бассейна и на подходе к ним;

- учет потерь судов и подготовка предложений по защите судоходства;

- учет и анализ результатов выполнения практических мероприятий по ОБПС (по оповещению, представлению донесений, выводу судов в район рассредоточения и др.) на тренировках и учениях, проводимых флотом совместно с ВСВТ.

Для осуществления контроля за морским судоходством на посту КГС КП флота имеются, отрабатываются и ведутся руководящие, информационно-справочные, расчетно-аналитические и отчетные документы.

Выполнения этих мероприятий непосредственно связано с ведением судоходной обстановки.

Под судоходной обстановкой понимается состояние морских и океанских коммуникаций, районов производственной и научной деятельности, местоположение и состояние находящихся на указанных коммуникациях и районах судов гражданских владельцев.

Под ведением судоходной обстановки понимается сбор, накопление, учет и отображение необходимых сведений о судоходной обстановке (позиции и состояния судов, условий плавания).

Сведения, характеризующие обстановку, подразделяются на специально-технические и оперативно-тактические.

К специально-техническим сведениям, характеризующим состояние судна относятся:

- наименование (бортовой номер), радиопозывные, назначение, тип, год и место постройки, владелец судна;

- водоизмещение, чистая грузоподъемность, полезная площадь, основные размерения, скорость хода, осадка и другие технико-эксплуатационные характеристики судна;

- грузоподъемные устройства (количество и грузоподъемность), орудия лова рыбы судна, количество и производительность грузовых насосов танкеров;

- вид и количество бункерного топлива и воды на судне, их среднесуточный расход на ходу и на стоянке;

- средства связи, курсоуказания и определение места судна;

- гидроакустические станции судна;

- экипаж судна;

- особенности аварийно-спасательного обеспечения судна;

- наличие на борту судна летательных аппаратов и другие сведения.

К тактическим сведениям, характеризующим состояние судна, относятся:

- военное предназначение и номер специального проекта судна;

- специальное (дополнительное) оборудование, вооружение и технические средства ВМФ, установленные на судне;

- вид и количество грузов (пассажиров) на борту, состав перевозимых воинских подразделение;

- местонахождение судна (координаты, район, порт), вид производственной деятельности, плавания (одиночно, в составе отряда, конвоя), способы лова рыбы (лицензионный, в смешанных обществах и экспедициях);

- фактическое и ожидаемое расчетное время выхода из порта (района), прихода в порт (район, зону прикрытия флота), начала и окончания работ (погрузки, выгрузки, ремонта, добычи, лова, аренды, дооборудования, переоборудования, вооружения).

Накопление вышеуказанных сведений ведется с целью создания определенного массива данных для дальнейшего их использования при планировании и решении задач ОБПС, а также использования судов в интересах Вооруженных Сил.

Основными формами учета сведений о судоходной обстановке на КП флота группой контроля за гражданским судоходством являются:

- учетные карточки судов, портов;

- справочники службы ВОСО флота по судам бассейна, а также справочники (реестры) судов различных министерств и ведомств, судоходных компаний;

- справочные таблицы, схемы, графики;

- журналы учета позиции судов и состояния тяжеловесных грузоподъемных устройств на судах и другие.

Для всестороннего анализа и оценки судоходной обстановки в мирное и военное время, кроме постоянной справочной информации по судам, необходимо иметь следующие сведения об их позиции и состоянии:

- позиция судна (координаты, наименование порта и страны, номер района промысла, рассредоточения; номер района по единой сетке);

- работа судна (переход, промысел, погрузка, выгрузка, ремонт, отстой, ожидание погрузки, выгрузки, дооборудование, переоборудование, вооружение для самообороны, прочие операции);

- загрузка судна (вид и количество грузов, количество пассажиров на борту, состав воинских подразделений, количество личного состава и техники, номер транспорта, эшелона);

- порты (районы) отправления и назначения;

- фактическое и ожидаемое время (выхода из порта и прихода в порт, район; начала и окончания работ, аренды; прибытия в зону прикрытия флота, в порт страны укрытия);

- бункер на борту (вид и количество топлива, количество воды).

Сведения о позиции и состоянии судов на КП флота накапливаются по формализованным донесениям судовладельцев, ежесуточно представляемым согласно табелю донесений и взаимной информации владельцев средств водного транспорта и органов военно-морского флота, по донесениям и докладам линейных органов военных сообщений, а также по запросам группы КГС или службы ВОСО флота. Ожидаемое время подхода судов в зону прикрытия флота или в порты стран укрытия при их отзыве из удаленных районов морей и океанов выбирается из донесений капитанов судов или рассчитывается (прогнозируется) в случае отсутствия сведений.

Непосредственно источниками получения исходной информации служат формализованные ежесуточные донесения капитанов судов. К ним относятся оперативные отчеты капитанов судов торгового флота и суточные судовые донесения судов флота рыбной промышленности.

Кроме судовладельцев о судоходной обстановке КП флота могут информировать корабли при совместной работе с судами.

На КП флота общая судоходная обстановка учитывается по установленным начальником службы ВОСО флота формам и наглядно отображается на специальных картах.

Карты судоходной обстановки ведутся непрерывно на КП флота, флотилий (ВМБ), в Управлениях ВОСО на морских бассейнах при повседневной деятельности, в угрожаемый период или в военное время.

Для отображения общей судоходной обстановки используются специальные карты с нанесенными единой сеткой районов морей и океанов, ориентирными точками для наведения судов при оказании помощи судам, терпящим бедствие на море, а также с вспомогательными таблицами для производства анализа общей судоходной обстановки по районам, портам и владельцам.

В зависимости от решаемых флотом задач в процессе контроля за судоходством производится анализ и оценка общей и частной судоходной обстановки.

Под анализом и оценкой общей судоходной обстановки понимается изучение всех поступающих сведений о ней, уяснение ее основных характеристик, условий, влияющих на отзыв судов из удаленных районов морей и океанов в зоны прикрытия флотов, способствующих срочному выходу судов из портов стран вероятного противника, возможностей укрытия судов в портах и территориальных водах дружественных и нейтральных государств, а также использования судов в интересах Вооруженных Сил.

Анализ и оценка общей судоходной обстановки для решения задачи ОБПС производится:

- по районам плавания, разбитых по единой сетке;

- по портам и странам;

- по зонам контроля и прикрытия флотов;

- по владельцам и типам судов.

Среднестатистические данные ежесуточного анализа общей судоходной обстановки в зоне контроля флота в повседневных условиях позволяют:

- определить районы наиболее интенсивного транспортного и промыслового судоходства;

- определить периоды максимального нахождения судов в том или ином районе;

- определить районы иностранного побережья, где в портах в различные периоды сосредотачивается наибольшее количество судов.

В ходе оценки судоходной обстановки в угрожаемый период и военное время определяются:

- параметры и показатели отзыва и укрытия судов;

- показатели ценности судов;

- показатели рассредоточения судов из портов и заводов;

- возможности использования судов в интересах противолодочной и противоминной обороны, радиоэлектронной борьбы, разведки, поисково-спасательного, технического, тылового навигационно-гидрографического и других видов обеспечения;

- возможности использования судов для выполнения воинских перевозок и передачи в состав флота.

Являясь в процессе несения службы помощником ОД флота, офицер группы КГС (как правило, офицер с опытом работы в органах ВОСО) вправе от имени оперативного дежурного отдавать в рамках своих обязанностей необходимые распоряжения оперативно-дежурной службе объединений, соединении и учреждений, частей флота, а также взаимодействовать с дежурно-диспетчерской службой ВСВТ бассейна.

Это требует от офицеров группы КГС знания оперативное обстановки, возможностей СВТ по обеспечению ВС РФ, возможностей сил флота других видов ВС РФ по обеспечению защиты судоходства, военно-политической обстановки и физико-географических условий, влияющих на судоходство.

Под частной обстановкой по службе ВОСО понимается обстановка по судам, выполняемым воинские перевозки и пригодным для их выполнения, передаваемым в состав флота и подготовленным к передаче в состав ВС РФ. В повседневных условиях она ведется постоянно по судам, занятым под воинскими перевозками, находящимися в аренде флота (военного округа).

Оценка данной обстановки сводится:

- к определению состава, сроков готовности и возможностей судов рабочего ядра флота по выполнению воинских перевозок;

- к определению возможностей судов по передаче в состав флота;

- к анализу выполнения планов воинских перевозок и отмобилизования средств водного транспорта.

Под рабочим ядром понимается состав судов, находящихся в эксплуатации в зоне прикрытия флота и пригодных для выполнения воинских перевозок и транспортно-производственных задач в условиях военного времени.

Основу оценки судоходной обстановки по службе ВОСО составляет ежесуточный учет местоположения и состояния судов.

Сведениями, характеризующими частную судоходную обстановку в интересах службы ВОСО, являются:

- технико-эксплуатационные характеристики и списочный состав судов бассейна;

- позиция (местонахождение) и состояние судов, выполняемых воинские перевозки и буксировки объектов ВМФ, спецпредназначенных судов, судов, спланированных под воинские перевозки (буксировки объектов ВМФ), а также судов пригодных для выполнения воинских перевозок и перевозки войск десанта;

- наличие и техническое состояние тяжеловесных грузовых устройств транспортных судов рабочего ядра;

- наличие табельного оборудования для передачи топлива на ходу на танкерах;

- установление и фактическое количество одновременно обрабатываемых судов в портах бассейна в мирное и военное время;

- позиция и состояние рейдовых плавсредств бассейна, их технико-эксплуатационные характеристики, состав и принадлежность.

Состав и готовность судов к выполнению воинских перевозок определяется при планировании и уточнении планов воинских перевозок. При этом в повседневных условиях состав судов выбирается из "Позиции судов" путем анализа их местонахождения, загрузки, формы работы (трамповое или линейное судоходство, аренда и т.п.), времени окончания рейса, сроков очередного ремонта и освидетельствования Регистром, пригодности и возможных сроков готовности судов к выполнению конкретных воинских перевозок.

При переводе флота и владельцев средств водного транспорта с мирного на военное положение состав рабочего ядра транспортного флота определяется из числа пригодных судов, находящихся в зоне прикрытия флота, а также с учетом резерва - из числа пригодных судов, находящихся на подходе из УРМО к зоне прикрытия флота за принятый период.

Возможности судов по обеспечению воинских перевозок на практике определяются следующими показателями:

а) под оперативные перевозки - количеством подготовленных типов судов на каждые сутки и их общей полезной площадью;

б) под снабженческие перевозки - количеством подготовленных типов судов на каждые сутки и их общей грузоподъемностью (отдельно по сухогрузам и наливным грузам).

Оценка транспортной обстановки отражает состояние и возможности судов, портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, формирований морского и речного транспорта и его органов управления. Она осуществляется в направлениях обеспечения безопасности плавания судов и устойчивой работы морского и речного транспорта, выполнения воинских перевозок и специальных заданий ВМФ, передачи средств водного транспорта в состав Вооруженных Сил.

Основу транспортной обстановки в зоне контроля флота составляет судоходная обстановка, характеризующаяся постоянными изменениями позиции и состояния судов гражданских министерств, ведомств, акционерных обществ и частных компаний.

Свертывание судоходства - это процесс заблаговременного возвращения судов в зоны прикрытия флотов или, при невозможности возвращения, укрытия их в портах (территориальных водах) дружественных и нейтральных стран, осуществляемый судовладельцами при участии министерства иностранных дел по единому замыслу и плану под руководством Главнокомандующего ВМФ, в пределах зон контроля - командующих флотами.

Решение о начале свертывания судоходства принимает Министерство обороны в зависимости от характера развития военно-политической обстановки на морских и океанских районах.

В зависимости от военно-политической обстановки в мире свертывания судоходства может осуществляться в один или два этапа.

В случае наличия угрожаемого периода на первом этапе производится ограничение плавания судов с целью сосредоточить в зонах прикрытия флотов и районах действий сил ВМФ суда, необходимые для передачи в состав флота и обеспечения действий Вооруженных Сил, выполнения планов расчетного года, в том числе воинских перевозок в угрожаемый период.

На втором этапе (непосредственно перед началом агрессии) осуществляется отзыв судов.

Главной задачей свертывания судоходства является возвращение из УРМО судов в зоны прикрытия флотов или приближение к ним возможно большего количества судов до начала военных действий.

Управление действиями судов в ходе свертывания судоходства осуществляют судовладельцы по рекомендациям штабов флотов.

Управление судами, следующими в составе конвоев, осуществляется командирами конвоев.

Руководство свертыванием судоходства штабом флота производится путем непрерывного контроля за морским судоходством, всесторонней оценки обстановки и доведения рекомендаций судовладельцам.

Прогноз состава и сроков сосредоточения судов в зону прикрытия флота осуществляется исходя из сложившейся обстановки, рекомендованных маршрутов возвращения судов, их скоростей хода, наличия запасов на них бункерного топлива, воды и продовольствия, а также вероятного противодействия противника, возможностей сил флота по защите судоходства.

Прогноз сроков сосредоточения судов заключается в определении периода времени подхода судов в зону прикрытия флота по донесениям капитанов судов или, при отсутствии данных сведений по произведенным расчетам возможного срока перехода судна до рубежа зоны прикрытия флота.

Одним из важнейших мероприятий по ОБПС является рассредоточение судов из портов и заводов бассейна. Для его планирования (уточнения плана рассредоточения сил флота и судов гражданских ведомств) необходимо оценить судоходную обстановку в данном направлении, для чего требуется определить и уяснить следующие основные показатели рассредоточения судов:

- количество судов, подлежащих выводу из портов, в том числе не имеющих хода; - период вывода судов из портов;

- местонахождение, предназначение и вместимость установленных районов рассредоточения (количество выделенных точек в районе);

- возможное количество судов, прибывающих из УРМО и подлежащих отстою, их период подхода в зону прикрытия флота;

- общее количество судов с учетом подхода, подлежащих рассредоточению.

В этих целях группой КГС КП флота производится анализ позиции судов по портам бассейна, составляется график подхода судов из УРМО, уточняется местоположение и состояние иностранных судов, находящихся в портах бассейна и на подходах к ним.

При этом делаются запросы в линейные органы военных сообщений на морских и речных бассейнах по уточнению местоположения, состояния и загрузки судов, стоящих в портах и на заводах, и по определению периода вывода судов в районы рассредоточения по данным капитанов портов.

Для этого линейные органы военных сообщений ведут поименный учет позиции всех судов, стоящих в портах участка. Форма данного учета устанавливается начальником военных сообщений на бассейне. Она должна отвечать следующим требованиям:

- являться основой для производства докладов, анализа и всесторонней оценки судоходной обстановки в порту;

- позволять оперативно (в сжатые сроки) и достоверно производить анализ и оценку судоходной обстановки в порту по кругу решаемых задач при приведении флота в высшие степени боевой готовности;

- позволять осуществлять контроль за судами, готовящимися к воинским перевозкам и передаче в состав флота, находящимися под воинскими перевозками, а также переоборудуемыми, дооборудуемыми и вооружаемыми на заводах бассейна;

- быть удобной в работе по ведению и анализу обстановки в повседневных условиях и позволять наращивать сведения о судах при приведении флота в высшие степени боевой готовности.

Сбор (уточнение) сведений о позиции судов в порту линейные органы военных сообщений осуществляется по данным диспетчерской службы, службы капитана порта (портнадзора), а также по данным радиотехнических постов береговой службы наблюдения ВМФ и боевых информационных постов погранотрядов и дежурной службы отдельных контрольно-пропускных пунктов погранвойск.

Анализ общей судоходной обстановки в портах бассейна осуществляется по наличию судов на заводе (ремонте), на рейде, у причалов и в порту всего.

В результате оценки данной обстановки определяются время (период) рассредоточения и количества судов:

- подлежащих выводу из каждого порта, в том числе не имеющих хода;

- остающихся по каждому порту бассейна;

- на подходе из УРМО и подлежащих рассредоточению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: