Автотрансформаторомназывают такой трансформатор, у которого имеется электрическая и магнитная связь между первичной и вторичной обмотками. Как и обычные трансформаторы, они могут быть понижающими и повышающими, одно- и трехфазными. Схема автотрансформатора приведена на рисунке. 5.3. Режим холостого хода автотрансформатора (
) ничем не отличается от соответствующего режима обычного трансформатора. Так как первичное напряжение
равномерно распределяется между витками первичной обмотки, то вторичное напряжение

где
— коэффициент трансформации автотрансформатора.
При коротком замыкании автотрансформатора из первичной сети течет ток
а во вторичной цепи
, - ток
.
Если бы обмотки
и
были электрически разобщены то, пренебрегая намагничивающим током, можно записать


|
В автотрансформаторе ток
течет только по части обмотки
. По общей обмотке
течет ток
. Таким образом, в понижающем автотрансформаторе ток
течет по общей части обмотки
в направлении, обратном току
и согласно с током
.
Если сравнить параметры автотрансформатора при коротком замыкании с параметрами обычного трансформатора, то получим следующее: мощность потерь в меди трансформатора
. В автотрансформаторе ток
, течет по участку
, активное сопротивление которого
.
Следовательно,
.
Обмотка
выполняет функцию вторичной обмотки с током
, составляющим
часть тока
обычного трансформатора.
Таким образом, автотрансформатор можно рассматривать как обычный трансформатор с активными сопротивлениями первичной и вторичной обмоток. При этом мощность потерь
, (3.14)
В том же отношении изменяется и масса меди обмоток автотрансформатора. Индуктивное сопротивление автотрансформатора
, (3.15)
Следовательно, напряжение автотрансформатора при коротком замыкании
, (3.16)
Подводимая к автотрансформатору мощность
передается во вторичную обмотку частично в форме электромагнитной мощности
через обмотку
, частично в форме электрической мощности
через обмотку
. Следовательно,

. (3.17)
Векторные диаграммы и схемы замещения автотрансформаторов не отличаются от векторных диаграмм и схем замещения обычных трансформаторов. Однако меньшим
и
соответствуют меньшее изменение напряжения автотрансформатора и больший КПД, чем у обычного трансформатора. Наиболее высок КПД автотрансформатора при
= 1,25 – 2.
Недостатками автотрансформаторов являются большой ток короткого замыкания по сравнению с обычными трансформаторами при небольшом напряжении короткого замыкания
и опасность попадания высокого напряжения в вторичную обмотку.
Маломощные автотрансформаторы применяют в схемах автоматики и связи, напряжение в которых изменяется в пределах ±10 – 50%. Автотрансформаторы со скользящим контактом типа ЛАТР (лабораторный автотрансформатор) используют в лабораторной практике, так как они дают возможность плавно регулировать напряжение вторичной цепи
от 0 до 1,21 U1.






