Виды безналичных расчетов

В настоящее время предприятия используют для безналичных расчетов инкассовую форму расчетов, аккредитивную форму, переводы, платежные поручения, чеки и т.д. Разные формы расчетов обладают различными рисками и временными разрывами.

Наиболее широко распространена инкассовая форма расчетов (расчеты платежными требованиями). Смысл этой формы состоит в акцепте, то есть согласии покупателя на оплату предъявленных поставщиком платежных требований. Обязательства по акцепту возникают с момента отгрузки поставщиком материальных ценностей в адрес покупателя. Имея транспортные документы об отгрузке, поставщик выписывает платежное требование на имя покупателя и сдает его в свое отделение банка на инкассо, то есть на востребование платежа. Банк поставщика пересылает эти документы в банк покупателя для акцепта и взыскания платежа. За плательщиком сохраняется право заявить полный или частичный отказ от акцепта в течение трех рабочих дней после поступления требования. Полный отказ от акцепта возможен, если товар не заказан, или документально доказана недоброкачественность или некомплектность, или поступило бестоварное требование. Частичный отказ возможен, если вместе с заказанными товарами поступили не заказанные или заказанные поступили в большем количестве, а также в случае арифметической ошибки. При отказе от акцепта покупатель принимает поступивший товар на ответственное хранение и по мере поступления распоряжений поставщика отгружает его в указанный адрес. Без акцепта оплачиваются требования за коммунальные услуги, электроэнергию и т.д.

Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив это поручение банка покупателя иногороднему или зарубежному банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженные товары или оказанные услуги на условиях, предусмотренных аккредитивным заявлением покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитива в банке поставщика или в этом банке покупателю выделяется ссуда. При отгрузке товара и предъявлении в банк поставщика транспортных документов производится перечисление средств с аккредитивного счета на расчетный счет поставщика в том же банке.

Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются между предприятиями при постоянных и равномерных поставках товаров или оказании услуг. При этом в договоре между покупателем и поставщиком указывается постоянная сумма, подлежащая оплате в установленные сроки. Оплата оформляется платежными поручениями.

Расчеты чеками. Расчетный чек – это письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму.

При вексельной оплате используются простые и переводные векселя. Простой или обыкновенный вексель – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороне по совершенным торговым сделкам или за услуги (вексель покупателя). Простой вексель выписывает покупатель продукции, должник. В нем указываются место и дата выдачи, сумма обязательства, срок и место платежа, наименование получателя и подпись векселедателя. Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу, чаще всего банку поставщика (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индосамента) вексель может неоднократно передаваться и тем самым выполнять роль универсального кредитно-расчетного документа. Вексель может быть продан банку. Тем самым производится учет векселя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: