Недостатки произношения средне и заднеязычных звуков

Фонетический дефект, проявляющийся в отсутствии или искажении звуков носит название каппацизма; гаммацизма; хитизма и — йотацизма. Нарушение произношения средне- и заднеязычных звуков, выражающееся в их замене другими звуками русского языка, называется паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом и парайотацизмом, соответственно и по своей структуре является фонетико- фонематическим дефектом.

Преграда в ротовой полости образуется выгибанием к нёбу задней части спинки языка. К неправильному произношению этих звуков ведет полное отсутствие этого выгибания или недостаточное выгибание. Поэтому подготовительными артикуляционными упражнениями будут следующие: упереть с напряжением кончик языка в десны нижних резцов, отодвинуть его спинку в глубь рта. Можно применить механическую помощь — чисто вымытым пальцем или шпателем постепенно нажимать на кончик языка, отодвигая его в глубь рта.

Наблюдаются два варианта каппацизма.

1. Язык опущен, звук выпадает совсем или заменяется еле уловимым щелканем голосовых связок (ош- а поймала мыш'у; у'уш'а у'ует в лесу; у си о'очут).

2. Смычка происходит в передней части рта между кончиком языка и верхними зубами, звуки становятся переднеязычными: к- т, г- д (тошта поймала мышту; тутушта тутует в лесу, дуси додочут).

Способы постановки. 1. По подражанию. Логопед четко, с напряжением произносит звук к и обращает внимание ребенка на ощущение толчка воздуха при произнесении на тыльной стороне руки и на артикуляцию звука.

2. С применением механической помощи и использованием сходного звука предлагается четко повторить слоги та- та- та, упирая кончик языка в нижние зубы. Логопед в момент произнесения нажимает слегка на кончик языка шпателем и постепенно передвигает язык в глубь рта. При этом последовательно получается звучание та- тя- кя- ка. Иногда эту последовательность удается получить на первом же занятии, Так же можно поставить и звук г от д, х от с, получая последовательно да- дя- гя- га и са- ся- хя- ха. Но обычно удается поставить х по подражанию, а г легче поставить от звука к путем его озвончения.

В случаях замены к — х необходимо обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука к ощущается толчок воздуха, а при произнесении звука х — длительная воздушная струя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: