Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

Этапы:

1) Подготовительный.

Цель: подготовить речедвигательный анализатор, речеслуховой анализатор к постановке звука.

Задачи:

 

· Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, дифференцированный логопедический массаж).

Основное требование АГ – соответствие нарушенным артикуляционным схемам (например, если присутствует межзубный сигматизм – язык нужно оттянуть назад; при боковом сигматизме, когда язык итак оттянут назад – поставить его вперёд). Артикуляционная гимнастика может иметь опережающий характер (по Чиркиной). Так у, например, дизартриков нарушено несколько звуков, то и позиций для АГ может быть несколько (главное, чтобы не было позиций для оппозиционных звуков одновременно). Артикуляционные упражнения должны выполняться легко, непринуждённо, без излишнего напряжения.

Упражнение «облизывание блюдечка» давать детям

с интеллектуальными нарушениями с осторожностью,

т.к. таким образом можно закрепить неправильную модель поведения.

Даже при стёртой, псевдобульбарной дизартрии

самым сложным мимическим движением является нахмуривание.

Упражнение могут быть статическими и динамическими. АГ идёт от статики к динамике. При статических упражнениях нужно удостовериться в правильном управлении всех компонентов артикуляционного движения. Важна также синхронизация движения языка и движения руки – это помогает ребёнку. Для статических упражнений возрастающая сложность – удержать необходимую артикуляционную позицию. При выполнении динамических упражнений повышение сложности – увеличить амплитуду и увеличить скорость. Если не получается сразу принять позу, то для выработки артикуляторной схемы есть два пути.

Первый путь:

+ пассивное выполнение с механической помощью (с помощью зонда, шпателя)

+ пассивно-активное выполнение

+ самостоятельное выполнение

Второй путь – полимодальная афферентация (?), т.е. с использованием зрительной опоры. Например, используется зеркало, чтобы ребёнок мог увидеть правильную артикуляционную позу.

АГ проводится 2-3 минуты, максимум пять.

 

Дифференцированный логопедический массаж может быть использован, чтобы «отодвинуть» горловой рефлекс у ринолаликов, в послеоперационный период – даже разглаживать швы. Массаж дифференцируется согласно нарушению ребёнка – выбирается направление и характер массажных движений. На проведение массажных движений не требуется специальный документ, в отличие от медицинского массажа.

 

· Развитие речевого дыхания.

Важнейший признак – целеполагание, данное упражнение не всегда необходимо, поэтому важно обращать внимание на тип нарушения. Упражнения ДГ нужно давать в соответствии с нарушенными компонентами дыхания.

Даже при ненарушенном дыхании можно давать упражнение

на сильный выдох, чтобы затем использовать его в постановке звука [р].

 

 

Характеристики дыхания:

+ тип дыхания (наиболее эффективный тип – диафрагмальный, вдох глубокий, значительный объём воздуха способствует длительному выдоху). Возможно закрепление также в положении лёжа, с устойчивой резиновой игрушкой, стоящей под грудью, над животом (поднять, опустить).

Упражнение: ребёнок сидит, логопед давит на плечи и говорит ребёнку встать.

Ребёнок пытается, но встречает давление на плечах.

Затем, когда он встаёт и вдыхает – вдох производится диафрагмально.

Так закрепляется непроизвольное диафрагмальное дыхание,

которое затем переводится в произвольное.

+ умение дифференцировать ротовой и носовой выдох. Эта характеристика страдает, если в речи присутствует назальность.

Даются упражнения на произвольный/непроизвольный ротовой вдох/выдох, на произвольный/непроизвольный носовой вдох/выдох.

+ умение осуществлять и дифференцировать форсированный (сильный) и фиксированный (длительный, плавный) выдох. Даются упражнения, чтобы ребёнок мог увидеть выдох (например, выдох на пламя свечи). Сильный выдох необходим для постановки звуков у ринолалика, у дизартрика.

Все дыхательные упражнения, как и при АГ, должны выполняться легко,

непринуждённо, без напряжения. Соответственно, не стоит

использовать тяжёлые предметы для сдувания, тугие шарики и т.д.

Необходимо также учитывать медицинские противопоказания

ребёнка – аллергические реакции, астматические заболевания.

С одним и тем же оборудованием можно отрабатывать и тот, и другой тип выдоха.

+ направленность выдоха. Одно из упражнений – долгое произношение слоговых цепочек, если школьник – возможно прочтение.

 

· Работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия.

За слуховое восприятие отвечают височные отделы коры головного мозга. Правый висок – просодические элементы, неречевые звуки, левый – фонематическое различение речи.

Фомичёва, «Воспитание у детей правильного произношения».

1) Различение неречевых звуков (используются, например, по-разному гремящие баночки).

2) Высота, сила и тембр голоса на одинаковом речевом материале (упражнение «узнай товарища по голосу»).

3) Различение слов (покажи: коса-коза, ложки-рожки).

4) Дифференциация слогов (например, упражнение «Эхо»).

5) Дифференциация фонем («жжжж» - жук, «ззззз» - комарик)

6) Развитие элементарных навыков звукового анализа.

Развёрнутая работа с речеслуховым анализатором рекомендуется тем детям, у которых ФФН является первичным нарушением. Если оно вторично – акцент ставится на упражнения артикуляционные.

 

· Развитие мелкой моторики.

· Общие дидактические задание пропедевтического (подготовительного) периода.

Знакомство ребёнка с оборудованием, с самим логопедом, повышение мотивации и желания работать и т.д.

 

2) Основной этап / этап формирования первичных произносительных умений.

Постановка.

Если нарушено несколько звук, то необходимо учитывать онтогенетический принцип, т.е. то, что появляется в онтогенезе раньше, корректируется в первую очередь. Иногда онтогенетический принцип нарушается.

Учитываются особенности артикуляции конкретного ребёнка и возможность использовать опорные звуки.

В работе со звуками важно помнить, что изучение оппозиционных звуков должно быть различено по времени, т.е. сначала закрепить один звук, а затем переходить на другой. Возможна параллельная работа над звуками из разных фонетических групп. В случае, если ребёнок научается произносить [р], можно начать параллельно ставить [р'], пока он способен артикулировать, однако затем важно предусмотреть работу по дифференциации звуков.

Предусматривается работа по всем элементам артикуляции.

Самое тяжёлое искажение – носовое произношение: нарушено дыхание, работа мягкого нёба, позиция языка.

Возможен приём постановки звука при помощи опорных звуков.

«Логопедия» Волковой, раздел «Дислалия» - таблица опорных звуков.

В случае дизартрии возможно вызвать не сам звук, но его аналог, например, вместо [в] – [w].

Если в каком-то сочетании звук получается непроизвольно, можно опереться на это, впоследствии переведя его на произвольный уровень.

Существует также слухо-зрительно-кинестетический подход.

Автоматизация.

Происходит выработка динамического стереотипа – ребёнок уже умеет произносить звук в более лёгких условиях. Требуется постепенное усложнение условий произношение. Этапы автоматизации подразумевают переход от простого к сложному – в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

Не стоит тратить много времени на изолированный звук – нужно как можно быстрее (но вовремя) вводить его в речь. Длительность данного этапа зависит от особенностей конкретного ребёнка.

Соколенко, «Посмотри и назови».

Пособие с подобранными картинками на каждый слог.

Крайне важно сохранять поэтапность автоматизации.

Требования:

+ Звук должен быть отработан во всех возможных сочетаниях.

+ Предлагаемый речевой материал не должен содержать нарушенные речевые звуки. Например, если у ребёнка автоматизируется [с], но нарушен [р], то слово «сыр» нельзя использовать.

+ Речевой материал не должен содержать оппозиционных звуков. Например, если звук [с] в норме, то занятия постановкой и затем автоматизацией [ш] исключают наличие таких слов, как «сушка», т.к. ребёнок будет произносить «шушка».

+ учёт сложности слоговой структуры и лексико-грамматического оформления речевого материала.

 

Дифференциация.

Чаще всего детям с фонетическим недоразвитием этот этап работы не нужен, но для детей с ФФН он необходим. Можно проводить сравнение изолированных звуков. Один из параметров дифференциации – по звучанию. Это соотносится с образом неречевого звука и даются дополнительные характеристики (например, для согласных всегда во рту есть преграда).

 

Работа над дифференциацией звуков:

· Подготовительный этап. Уточняются характеристики необходимого звука. Во время постановки и автоматизации звука происходит и дифференциация звуков.

Волосовец выделил отдельный вариант искажения– замена звука аллофоном. Т.е. в данном случае дефект уже фонематический.

В это время, пока идёт постановка и автоматизация каждого звука из смешиваемой пары, уже может начинаться работа над дифференциацией, но только в сенсорном звене (на слух). В онтогенезе фонематический слух развивается быстрее речи.

· Основной этап. Осуществляется в том случае, когда предварительная работа по постановке и автоматизации звука не требуется. В документации это отражается, как уточнение представления о звуке [с], [ш], затем – подготовительный этап дифференциации [с] – [ш]. Происходит собственно сравнение двух звуков. Если у ребёнка ФФН без ЗПР, достаточно 4 занятий на дифференциацию. В случае интеллектуальных нарушений, работа будет пролонгирована.

3) Формирование коммуникативных умений. Также введение звука в речь (по Гвоздеву 1,5 – 2 месяца). Данный этап требуется не всегда.

Организуется другая, значимая для ребёнка деятельность, так, чтобы ребёнок говорил и использовал максимум слов с корректируемым звуком.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: