Этапы:
1) Подготовительный.
Цель: подготовить речедвигательный анализатор, речеслуховой анализатор к постановке звука.
Задачи:
· Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, дифференцированный логопедический массаж).
Основное требование АГ – соответствие нарушенным артикуляционным схемам (например, если присутствует межзубный сигматизм – язык нужно оттянуть назад; при боковом сигматизме, когда язык итак оттянут назад – поставить его вперёд). Артикуляционная гимнастика может иметь опережающий характер (по Чиркиной). Так у, например, дизартриков нарушено несколько звуков, то и позиций для АГ может быть несколько (главное, чтобы не было позиций для оппозиционных звуков одновременно). Артикуляционные упражнения должны выполняться легко, непринуждённо, без излишнего напряжения.
Упражнение «облизывание блюдечка» давать детям
с интеллектуальными нарушениями с осторожностью,
т.к. таким образом можно закрепить неправильную модель поведения.
|
|
Даже при стёртой, псевдобульбарной дизартрии
самым сложным мимическим движением является нахмуривание.
Упражнение могут быть статическими и динамическими. АГ идёт от статики к динамике. При статических упражнениях нужно удостовериться в правильном управлении всех компонентов артикуляционного движения. Важна также синхронизация движения языка и движения руки – это помогает ребёнку. Для статических упражнений возрастающая сложность – удержать необходимую артикуляционную позицию. При выполнении динамических упражнений повышение сложности – увеличить амплитуду и увеличить скорость. Если не получается сразу принять позу, то для выработки артикуляторной схемы есть два пути.
Первый путь:
+ пассивное выполнение с механической помощью (с помощью зонда, шпателя)
+ пассивно-активное выполнение
+ самостоятельное выполнение
Второй путь – полимодальная афферентация (?), т.е. с использованием зрительной опоры. Например, используется зеркало, чтобы ребёнок мог увидеть правильную артикуляционную позу.
АГ проводится 2-3 минуты, максимум пять.
Дифференцированный логопедический массаж может быть использован, чтобы «отодвинуть» горловой рефлекс у ринолаликов, в послеоперационный период – даже разглаживать швы. Массаж дифференцируется согласно нарушению ребёнка – выбирается направление и характер массажных движений. На проведение массажных движений не требуется специальный документ, в отличие от медицинского массажа.
· Развитие речевого дыхания.
Важнейший признак – целеполагание, данное упражнение не всегда необходимо, поэтому важно обращать внимание на тип нарушения. Упражнения ДГ нужно давать в соответствии с нарушенными компонентами дыхания.
|
|
Даже при ненарушенном дыхании можно давать упражнение
на сильный выдох, чтобы затем использовать его в постановке звука [р].
Характеристики дыхания:
+ тип дыхания (наиболее эффективный тип – диафрагмальный, вдох глубокий, значительный объём воздуха способствует длительному выдоху). Возможно закрепление также в положении лёжа, с устойчивой резиновой игрушкой, стоящей под грудью, над животом (поднять, опустить).
Упражнение: ребёнок сидит, логопед давит на плечи и говорит ребёнку встать.
Ребёнок пытается, но встречает давление на плечах.
Затем, когда он встаёт и вдыхает – вдох производится диафрагмально.
Так закрепляется непроизвольное диафрагмальное дыхание,
которое затем переводится в произвольное.
+ умение дифференцировать ротовой и носовой выдох. Эта характеристика страдает, если в речи присутствует назальность.
Даются упражнения на произвольный/непроизвольный ротовой вдох/выдох, на произвольный/непроизвольный носовой вдох/выдох.
+ умение осуществлять и дифференцировать форсированный (сильный) и фиксированный (длительный, плавный) выдох. Даются упражнения, чтобы ребёнок мог увидеть выдох (например, выдох на пламя свечи). Сильный выдох необходим для постановки звуков у ринолалика, у дизартрика.
Все дыхательные упражнения, как и при АГ, должны выполняться легко,
непринуждённо, без напряжения. Соответственно, не стоит
использовать тяжёлые предметы для сдувания, тугие шарики и т.д.
Необходимо также учитывать медицинские противопоказания
ребёнка – аллергические реакции, астматические заболевания.
С одним и тем же оборудованием можно отрабатывать и тот, и другой тип выдоха.
+ направленность выдоха. Одно из упражнений – долгое произношение слоговых цепочек, если школьник – возможно прочтение.
· Работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия.
За слуховое восприятие отвечают височные отделы коры головного мозга. Правый висок – просодические элементы, неречевые звуки, левый – фонематическое различение речи.
Фомичёва, «Воспитание у детей правильного произношения».
1) Различение неречевых звуков (используются, например, по-разному гремящие баночки).
2) Высота, сила и тембр голоса на одинаковом речевом материале (упражнение «узнай товарища по голосу»).
3) Различение слов (покажи: коса-коза, ложки-рожки).
4) Дифференциация слогов (например, упражнение «Эхо»).
5) Дифференциация фонем («жжжж» - жук, «ззззз» - комарик)
6) Развитие элементарных навыков звукового анализа.
Развёрнутая работа с речеслуховым анализатором рекомендуется тем детям, у которых ФФН является первичным нарушением. Если оно вторично – акцент ставится на упражнения артикуляционные.
· Развитие мелкой моторики.
· Общие дидактические задание пропедевтического (подготовительного) периода.
Знакомство ребёнка с оборудованием, с самим логопедом, повышение мотивации и желания работать и т.д.
2) Основной этап / этап формирования первичных произносительных умений.
Постановка.
Если нарушено несколько звук, то необходимо учитывать онтогенетический принцип, т.е. то, что появляется в онтогенезе раньше, корректируется в первую очередь. Иногда онтогенетический принцип нарушается.
Учитываются особенности артикуляции конкретного ребёнка и возможность использовать опорные звуки.
В работе со звуками важно помнить, что изучение оппозиционных звуков должно быть различено по времени, т.е. сначала закрепить один звук, а затем переходить на другой. Возможна параллельная работа над звуками из разных фонетических групп. В случае, если ребёнок научается произносить [р], можно начать параллельно ставить [р'], пока он способен артикулировать, однако затем важно предусмотреть работу по дифференциации звуков.
|
|
Предусматривается работа по всем элементам артикуляции.
Самое тяжёлое искажение – носовое произношение: нарушено дыхание, работа мягкого нёба, позиция языка.
Возможен приём постановки звука при помощи опорных звуков.
«Логопедия» Волковой, раздел «Дислалия» - таблица опорных звуков.
В случае дизартрии возможно вызвать не сам звук, но его аналог, например, вместо [в] – [w].
Если в каком-то сочетании звук получается непроизвольно, можно опереться на это, впоследствии переведя его на произвольный уровень.
Существует также слухо-зрительно-кинестетический подход.
Автоматизация.
Происходит выработка динамического стереотипа – ребёнок уже умеет произносить звук в более лёгких условиях. Требуется постепенное усложнение условий произношение. Этапы автоматизации подразумевают переход от простого к сложному – в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.
Не стоит тратить много времени на изолированный звук – нужно как можно быстрее (но вовремя) вводить его в речь. Длительность данного этапа зависит от особенностей конкретного ребёнка.
Соколенко, «Посмотри и назови».
Пособие с подобранными картинками на каждый слог.
Крайне важно сохранять поэтапность автоматизации.
Требования:
+ Звук должен быть отработан во всех возможных сочетаниях.
+ Предлагаемый речевой материал не должен содержать нарушенные речевые звуки. Например, если у ребёнка автоматизируется [с], но нарушен [р], то слово «сыр» нельзя использовать.
+ Речевой материал не должен содержать оппозиционных звуков. Например, если звук [с] в норме, то занятия постановкой и затем автоматизацией [ш] исключают наличие таких слов, как «сушка», т.к. ребёнок будет произносить «шушка».
+ учёт сложности слоговой структуры и лексико-грамматического оформления речевого материала.
Дифференциация.
Чаще всего детям с фонетическим недоразвитием этот этап работы не нужен, но для детей с ФФН он необходим. Можно проводить сравнение изолированных звуков. Один из параметров дифференциации – по звучанию. Это соотносится с образом неречевого звука и даются дополнительные характеристики (например, для согласных всегда во рту есть преграда).
|
|
Работа над дифференциацией звуков:
· Подготовительный этап. Уточняются характеристики необходимого звука. Во время постановки и автоматизации звука происходит и дифференциация звуков.
Волосовец выделил отдельный вариант искажения– замена звука аллофоном. Т.е. в данном случае дефект уже фонематический.
В это время, пока идёт постановка и автоматизация каждого звука из смешиваемой пары, уже может начинаться работа над дифференциацией, но только в сенсорном звене (на слух). В онтогенезе фонематический слух развивается быстрее речи.
· Основной этап. Осуществляется в том случае, когда предварительная работа по постановке и автоматизации звука не требуется. В документации это отражается, как уточнение представления о звуке [с], [ш], затем – подготовительный этап дифференциации [с] – [ш]. Происходит собственно сравнение двух звуков. Если у ребёнка ФФН без ЗПР, достаточно 4 занятий на дифференциацию. В случае интеллектуальных нарушений, работа будет пролонгирована.
3) Формирование коммуникативных умений. Также введение звука в речь (по Гвоздеву 1,5 – 2 месяца). Данный этап требуется не всегда.
Организуется другая, значимая для ребёнка деятельность, так, чтобы ребёнок говорил и использовал максимум слов с корректируемым звуком.