Типология жертв преступлений

Криминологическая значимость виктимного поведения, достаточ­но характерная для многих жертв преступлений, позволяет дать им определенную классификацию. Так, основаниями для классификации жертв преступлений могут быть пол, возраст, профессиональная при­надлежность, нравственно-психологические особенности личности (что скорее дает возможность составить личностно-виктимологическую типологию) и др.

Личностные качества жертв актуализируются определенными си­туативными факторами, что дает основания для соответствующей их классификации.

1. Агрессивные жертвы, поведение которых связано с нападением на причинителя вреда или других лиц или иными действиями того же плана (оскорблением, клеветой, издевательством и т. д.). Для жертв этого типа характерно намеренное создание конфликтной ситуации (поведение может быть преступным, административно наказуемым или только аморальным).

2. Активные жертвы. Это жертвы, поведение которых, не будучи связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, тем не менее, активно способствует причинению в конечном счете им вреда (обращаются с просьбой о причинении вреда или совершении действий, которые объективно приводят к при­чинению вреда, или иным образом вызывают такие действия, а также причиняют вред сами себе).

3. Инициативные жертвы, поведение которых носит положитель­ный характер, но приводит к причинению им вреда.

4. Пассивные жертвы, т. е. те, которые не оказывают сопротивления преступнику по объективным или субъективным причинам.

5. Некритичные жертвы, для которых характерны неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации.

6. Нейтральные жертвы — это те, кто никак не способствовал совер­шению против них преступления,

Данная классификация жертв, как и другие, нужна не только для их изучения, но в большей мере и для организации специального на­правления предупредительной работы — виктимологической профи­лактики.

Последствия преступной деятельности для жертвы преступления:

1. Когнитивные последствия:

- постоянное мысленное возвращение к пережитому

- изменение представления о мире (опасный и агрессивный мир) и людях (выраженность сексуального интереса у мужчин)

- интерпретация воспринимаемой информации (текста песен)

- уменьшение доверия к людям

- уменьшение оценки своей защищенности

- оценка возможности контролировать происходящее

- приписывание вины в происшедшем себе и обществу

2. Эмоциональные последствия:

- стресс (низкий образовательный уровень; серьезные, в т.ч. травматические события незадолго до преступления; слабая поддержка родных; оценка общественной ситуации как хаотичной)

- депрессия, грусть, сожаление о случившемся

- подозрительность

- страх, в т.ч. перед СПИДом, тревожность

- бессонница, тревожный сон

- раздражение, злость

- уменьшение самооценки

3. Поведенческие последствия:

- понижение сексуальной активности

- принятие агрессивных способов разрешения конфликтов

- финансовые потери, плохая успеваемость

- смена места работы и обитания

- дополнительные меры предосторожности

- повторная виктимизация за счет ухода из семьи, связи с делинквентными сверстниками и частыми встречами с ситуациями риска

- самоубийство

- использование транквилизаторов

- пьянство

- социальная изоляция

- поиск помощи и поддержки у окружающих (в семье, у друзей / в полиции, у психологов, социальных работников).

В виктимологической, как собственно и во всей специальной кри­минологической профилактике, следует выделять два направления предупредительных мер, имеющих объектом:

• виктимологические ситуации (на всех их этапах — от формирова­ния личности с повышенными виктимными качествами до виктимогенной предкриминальной);

• непосредственно потенциальных и реальных жертв как на инди­видуальном (индивидуальная виктимологическая профилакти­ка), так и групповом уровнях (общая или индивидуально-груп­повая виктимологическая профилактика).

При работе в первом направлении должное внимание следует уде­лять мерам, направленным на устранение виктимно опасных ситуаций (патрулирование, технические устройства охранного назначения, улучшения в организации дорожного движения, мобилизация населе­ния на решение задач личной и коллективной безопасности и т. д.).

При осуществлении профилактики второго направления нужно осуществлять меры воспитательного воздействия, профессиональное обучение, правовую пропаганду, личностную активизацию потенци­альных жертв, обеспечение населения специальными средствами и др. Кроме того, не следует пренебрегать мерами предупредительного ме­дицинского плана, так как среди потенциальных жертв определенную часть составляют лица с психическим отклонениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: