Лекция тренинг» как интерактивная форма проведения занятия по правовым дисциплинам

Тренинг- форма учебного занятия, призванная подобрать, закрепить, сделать привычными способы, формы, навыки, манеры действия, выигрышные при данных индивидуальных особенностях и полезные для эффективного выполнения профессиональных или общественных функций.

Тренинг используется для обучения и организационного развития. Тип тренинга определяется его целевой направленностью.

Тренинг сенситивности(прогнозирование поведения) предназ­начен для актуализации чувств и эмоций, развития понимания себя. Он используется при формировании команды, обучении руководителей и представителей коммуникативных профессий (менеджеров по управлению персоналом, социальных работников, маркетологов и др.).

Корпоративный тренинг- внутрифирменное обучение или бизнес-тренинг. Он предназначен для подготовки и развития умений и навыков персонала конкретной организации. Его задача - поддержать и повысить конкурентоспособность организации и работающих в ней сотрудников. Корпоративный тренинг может быть-вводным для новых сотрудников, в период адаптации (ориентации) персонала, и техническим, когда персонал обучается новому продукту или процессу. Напри­мер, обучение новому программному обеспечению в компьютерных фирмах; знакомство дистрибьюторов, дилеров, агентов по продажам с новыми товарами, сервисными условиями, особенностями общения в торговых представительствах

Управленческий тренинг предназначен для развития лидер­ского потенциала руководителей и специалистов. Он включает темати­ческие тренинги: конкуренция и власть; лидерство; ведение перегово­ров; управление конфликтами.

Видеотренинг - тренинг, основанный на использовании видео­записи. При этом могут быть использованы два способа применения видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видео­просмотр) и использование записи по ходу выполнения игровых зада­ний, ее просмотр и анализ (видеообратная связь). Просмотр готовых видеофильмов служит информированию, постановке проблемы, развитию умений и навыков. Например, в настоящее время сняты российские видеофильмы «Мы выбираем, нас выбирают» - проведение собеседования при приеме на работу; «Засе­дать или совещаться?» - эффективное проведение совещания; «Легко ли быть менеджером?» - основные навыки менеджера: планирование, организация, мотивация, контроль; «Ваш успех в переговорах» -стратегия ведения переговоров и эффективное поведение.

В условиях тренинга отрабатываются как индивидуальные навыки и действия, так и способности и навыки к командной работе. При использовании видеозаписи могут проводиться как индивидуаль­ные, так и групповые занятия. Продолжительность занятия определя­ется исходя из длительности напряжения, при которой достигается эффект тренирования. Видеотренинг - интерактивное игровое занятие. При групповом занятии слушатели разыгрывают между собой неболь­шие ситуации, возникающие при деловом или межличностном обще­нии. Например, общение с клиентом, беседа менеджера с подчинен­ным, организация рабочего совещания. Все это снимается видеокаме­рой, а затем под руководством преподавателя записанный материал просматривается (видеообратная связь) для постановки учебной проб­лемы. Поиск правильных решений можно проводить без видеоматериа­лов, например, в групповой дискуссии, методом «мозгового штурма» или с видеопросмотром, в ходе которого анализируются поведение, вербальная и невербальная продукция участников. Видеообратная связь - сильное действенное средство, поэтому при анализе видеоза­писи необходимы позитивный тон и конструктивная направленность, которые помогут участникам пересмотреть свое отношение к образу действий.

Индивидуальный тренинг направлен на отработку и закреп­ление индивидуальных приемов, действий и навыков. Технология его проведения аналогична групповому и состоит в следующем. Выбира­ется конкретное действие, правильному или эффективному осуществлению которого предполагается обучить сотрудника. Тренируемый (обучаемый) производит действие (например, представляется на собра­нии, или представляет собравшимся некий результат работы либо свою фирму, или отвечает на резкий и некорректный выпад в публичном общении, или реагирует на вопрос журналиста-хама и т. п.). Это дейст­вие фиксируется на видеопленку. Затем тренируемый просматривает пленку и выслушивает советы преподавателя-тренера. При этом воз­можны обсуждения, вопросы, споры, выяснение особенностей характе­ра тренируемого. Операция повторяется и фиксируется на видеоплен­ку. После этого просматриваются, сравниваются и анализируются оба эпизода для выбора удачного действия. Могут быть просмотрены удач­ные готовые образцы того же действия, например, известной личности. Возможна демонстрация эпизодов из художественных или докумен­тальных фильмов, а также специально снятых учебных видеофильмов.

Эффект видеотренинга основан на непосредственно пережи­ваемом опыте, его осмыслении и рефлексии. Завершаться тренинг должен на позитивной ноте. Конструктивная направленность видео­тренинга важна, несмотря на то, что в российской культуре принято обращать внимание в первую очередь на недостатки и ошибки чело­века, а задача тренинга - сформировать нужные навыки применительно к данной конкретной ситуации.

Контрольные вопросы

1) Каковы цели и задачи тренинга как интерактивной формы проведения занятий?

2) Назовите особенности данной формы проведения занятий

3) Классифицируйте виды тренингов и дайте общую характеристику им:

4) В чем заключается сущностьтренинга сенситивности, корпоративного тренинга, управленческого тренинга и видеотренинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: