Тренинг- форма учебного занятия, призванная подобрать, закрепить, сделать привычными способы, формы, навыки, манеры действия, выигрышные при данных индивидуальных особенностях и полезные для эффективного выполнения профессиональных или общественных функций.
Тренинг используется для обучения и организационного развития. Тип тренинга определяется его целевой направленностью.
Тренинг сенситивности(прогнозирование поведения) предназначен для актуализации чувств и эмоций, развития понимания себя. Он используется при формировании команды, обучении руководителей и представителей коммуникативных профессий (менеджеров по управлению персоналом, социальных работников, маркетологов и др.).
Корпоративный тренинг- внутрифирменное обучение или бизнес-тренинг. Он предназначен для подготовки и развития умений и навыков персонала конкретной организации. Его задача - поддержать и повысить конкурентоспособность организации и работающих в ней сотрудников. Корпоративный тренинг может быть-вводным для новых сотрудников, в период адаптации (ориентации) персонала, и техническим, когда персонал обучается новому продукту или процессу. Например, обучение новому программному обеспечению в компьютерных фирмах; знакомство дистрибьюторов, дилеров, агентов по продажам с новыми товарами, сервисными условиями, особенностями общения в торговых представительствах
|
|
Управленческий тренинг предназначен для развития лидерского потенциала руководителей и специалистов. Он включает тематические тренинги: конкуренция и власть; лидерство; ведение переговоров; управление конфликтами.
Видеотренинг - тренинг, основанный на использовании видеозаписи. При этом могут быть использованы два способа применения видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения игровых заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь). Просмотр готовых видеофильмов служит информированию, постановке проблемы, развитию умений и навыков. Например, в настоящее время сняты российские видеофильмы «Мы выбираем, нас выбирают» - проведение собеседования при приеме на работу; «Заседать или совещаться?» - эффективное проведение совещания; «Легко ли быть менеджером?» - основные навыки менеджера: планирование, организация, мотивация, контроль; «Ваш успех в переговорах» -стратегия ведения переговоров и эффективное поведение.
В условиях тренинга отрабатываются как индивидуальные навыки и действия, так и способности и навыки к командной работе. При использовании видеозаписи могут проводиться как индивидуальные, так и групповые занятия. Продолжительность занятия определяется исходя из длительности напряжения, при которой достигается эффект тренирования. Видеотренинг - интерактивное игровое занятие. При групповом занятии слушатели разыгрывают между собой небольшие ситуации, возникающие при деловом или межличностном общении. Например, общение с клиентом, беседа менеджера с подчиненным, организация рабочего совещания. Все это снимается видеокамерой, а затем под руководством преподавателя записанный материал просматривается (видеообратная связь) для постановки учебной проблемы. Поиск правильных решений можно проводить без видеоматериалов, например, в групповой дискуссии, методом «мозгового штурма» или с видеопросмотром, в ходе которого анализируются поведение, вербальная и невербальная продукция участников. Видеообратная связь - сильное действенное средство, поэтому при анализе видеозаписи необходимы позитивный тон и конструктивная направленность, которые помогут участникам пересмотреть свое отношение к образу действий.
|
|
Индивидуальный тренинг направлен на отработку и закрепление индивидуальных приемов, действий и навыков. Технология его проведения аналогична групповому и состоит в следующем. Выбирается конкретное действие, правильному или эффективному осуществлению которого предполагается обучить сотрудника. Тренируемый (обучаемый) производит действие (например, представляется на собрании, или представляет собравшимся некий результат работы либо свою фирму, или отвечает на резкий и некорректный выпад в публичном общении, или реагирует на вопрос журналиста-хама и т. п.). Это действие фиксируется на видеопленку. Затем тренируемый просматривает пленку и выслушивает советы преподавателя-тренера. При этом возможны обсуждения, вопросы, споры, выяснение особенностей характера тренируемого. Операция повторяется и фиксируется на видеопленку. После этого просматриваются, сравниваются и анализируются оба эпизода для выбора удачного действия. Могут быть просмотрены удачные готовые образцы того же действия, например, известной личности. Возможна демонстрация эпизодов из художественных или документальных фильмов, а также специально снятых учебных видеофильмов.
Эффект видеотренинга основан на непосредственно переживаемом опыте, его осмыслении и рефлексии. Завершаться тренинг должен на позитивной ноте. Конструктивная направленность видеотренинга важна, несмотря на то, что в российской культуре принято обращать внимание в первую очередь на недостатки и ошибки человека, а задача тренинга - сформировать нужные навыки применительно к данной конкретной ситуации.
Контрольные вопросы
1) Каковы цели и задачи тренинга как интерактивной формы проведения занятий?
2) Назовите особенности данной формы проведения занятий
3) Классифицируйте виды тренингов и дайте общую характеристику им:
4) В чем заключается сущностьтренинга сенситивности, корпоративного тренинга, управленческого тренинга и видеотренинга.