«Case study» или анализ конкретных ситуаций – это метод обучения, использующий описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»)
Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.
Можно выделить несколько типов «кейсов».
1. Традиционный – диагностика одной или нескольких проблем и выработка участниками методов их разрешения.
2. Диагностический – выявление проблемы без поиска решения.
3. Описательный. Оценка участниками предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (и проблема, и ее решение сообщаются в инструкции).
К функциям метода «сase study» в учебном процессе следует отнести: активизацию познавательной деятельности студентов, развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся, закрепление знаний, развитие профессиональных умений и навыков, контроль усвоенных знаний. Одним словом, данный метод можно использовать на любом этапе учебного процесса.
В ходе применения метода «сase study» свое развитие получают следующие навыки:
- работы в группе,
- аргументации,
- презентации,
- участия в групповой дискуссии,
- принятия решений.
Метод «сase study» обладает довольно высокими диагностическими, оценочными возможностями – он может быть с успехом использован для оценки аналитических способностей учащихся, а также уровня их знаний.
Алгоритм использования метода case-study достаточно прост:
1. Введение в проблему.
2. Инструкция преподавателя.
3. Организация индивидуальной или групповой работы студентов над «кейсом».
4. Презентация решений.
5. Обсуждение полученных результатов.
6. Подведение итогов.
Технология создания «кейса» включает такие этапы как:
1. Выбор темы (конфликты в организации, подбор персонала, выбор стратегии поведения фирмы на рынке).
2. Постановка учебных целей, задач (активизация ПД студентов, совершенствование профессиональных умений, закрепление знаний, контроль знаний и т.п.)
3. Сбор материала. Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, с которыми участники могут столкнуться в реальности. Он должен содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но не чувствовала себя перегруженной информацией. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. (Это может происходить или автоматически, или в зависимости от требований группы.)
4. Составление описания «кейса»: субъекты взаимодействия, ситуация, дополнительная информация, задание.
Информация может быть изложена в документальной форме (например, сообщение), но может представляться при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как видео и/или показ слайдов).
5. Редактирование «кейса» и проверка окончательного варианта.
Рекомендации по использованию метода case-study в учебном процессе сводятся к следующему. В целях повышения результативности применения данного метода рекомендуется придерживаться следующих правил:
1) При подборе учебного материала необходимо учитывать познавательные потребности учебной группы, образовательный уровень участников образовательного процесса и их опыт.
2) Материал, отобранный преподавателем, должен соответствовать принципу актуальности – т.е. должен отражать те проблемы, с которыми участники учебного процесса могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.
3) «Кейс» должен содержать такое количество деталей, чтобы учебная группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но в то же время не чувствовала себя перегруженной информацией: дополнительные сведения всегда можно предоставить позже.
4) Чтобы получить оптимальные результаты в ходе применения метода «сase study», число участников в группе должно быть ограничено до семи человек. Если группа большая, придется делить ее на несколько малых, каждая из которых будет заниматься одним из аспектов заданной проблемы. Или же можно ввести соревновательный элемент, предложив каждой группе попробовать разрешить проблему быстрее соперников.
5) При использовании данного метода следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые слушатели доминировали в дискуссии.
6) Правильное размещение обучающихся – необходимое условие их высокой включенности в работу и получения ими удовлетворения от происходящего. Для данного метода лучше всего подходят следующие варианты: круглый стол (если каждый работает над кейсом индивидуально, а затем организуется обсуждение); стиль «бистро» (если группа делится на рабочие мини-группы, что, кстати, способствует созданию соревновательного настроя).
Контрольные вопросы
1) Охарактеризуйте виды и особенности использования метода «case-study» в учебном процессе.
2) Раскройте алгоритм проведения занятия в рамках метода«case-study».
3) Каковы особенности технология создания «кейса»?
4) Назовите достоинства и недостатки «case-study» как формы организации и проведения занятия.