Лекция особенности кейз-стади как интерактивной формы проведения занятия по правовым дисциплинам

«Case study» или анализ конкретных ситуаций – это метод обучения, использующий описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»)

Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.

Можно выделить несколько типов «кейсов».

1. Традиционный – диагностика одной или нескольких проблем и выработка участни­ками методов их разрешения.

2. Диагностический – выявление проблемы без поиска решения.

3. Описательный. Оценка участниками предпринятых действий по решению пробле­мы и их последствий (и проблема, и ее решение сообщаются в инст­рукции).

К функциям метода «сase study» в учебном процессе следует отнести: активизацию познавательной деятельности студентов, развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся, закрепление знаний, развитие профессиональных умений и навыков, контроль усвоенных знаний. Одним словом, данный метод можно использовать на любом этапе учебного процесса.

В ходе применения метода «сase study» свое развитие получают следующие навыки:

- работы в группе,

- аргументации,

- презентации,

- участия в групповой дискуссии,

- принятия решений.

Метод «сase study» обладает довольно высокими диагностическими, оценочными возможностями – он может быть с успехом использован для оценки аналитических способностей учащихся, а также уровня их знаний.

Алгоритм использования метода case-study достаточно прост:

1. Введение в проблему.

2. Инструкция преподавателя.

3. Организация индивидуальной или групповой работы студентов над «кейсом».

4. Презентация решений.

5. Обсуждение полученных результатов.

6. Подведение итогов.

Технология создания «кейса» включает такие этапы как:

1. Выбор темы (конфликты в организации, подбор персонала, выбор стратегии поведения фирмы на рынке).

2. Постановка учебных целей, задач (активизация ПД студентов, совершенствование профессиональных умений, закрепление знаний, контроль знаний и т.п.)

3. Сбор материала. Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать пробле­мы, с которыми участники могут столкнуться в реальности. Он дол­жен содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в сво­ем распоряжении все необходимые данные, но не чувствовала себя перегруженной информацией. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. (Это может происходить или автома­тически, или в зависимости от требований группы.)

4. Составление описания «кейса»: субъекты взаимодействия, ситуация, дополнительная информация, задание.

Информация может быть изложена в документальной форме (например, сооб­щение), но может представляться при помощи вербальных или визу­альных средств (таких, как видео и/или показ слайдов).

5. Редактирование «кейса» и проверка окончательного варианта.

Рекомендации по использованию метода case-study в учебном процессе сводятся к следующему. В целях повышения результативности применения данного метода рекомендуется придерживаться следующих правил:

1) При подборе учебного материала необходимо учитывать познавательные потребности учебной группы, образовательный уровень участников образовательного процесса и их опыт.

2) Материал, отобранный преподавателем, должен соответствовать принципу актуальности – т.е. должен отражать те пробле­мы, с которыми участники учебного процесса могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

3) «Кейс» дол­жен содержать такое количество деталей, чтобы учебная группа имела в сво­ем распоряжении все необходимые данные, но в то же время не чувствовала себя перегруженной информацией: дополнительные сведения всегда можно предоставить позже.

4) Чтобы получить оптимальные результаты в ходе применения метода «сase study», число участников в группе должно быть ограничено до семи человек. Если группа большая, придется делить ее на несколько малых, каждая из которых будет заниматься одним из аспектов задан­ной проблемы. Или же можно ввести соревновательный элемент, предложив каждой группе попробовать разрешить проблему быст­рее соперников.

5) При использовании данного метода следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые слушатели доминировали в дискуссии.

6) Правильное размещение обучающихся – необходимое условие их высокой включенности в работу и получения ими удовлетворения от происходящего. Для данного метода лучше всего подходят следующие варианты: круглый стол (если каждый работает над кейсом индивидуально, а затем организуется обсуждение); стиль «бистро» (если группа делится на рабочие мини-группы, что, кстати, способствует созданию соревновательного настроя).

Контрольные вопросы

1) Охарактеризуйте виды и особенности использования метода «case-study» в учебном процессе.

2) Раскройте алгоритм проведения занятия в рамках метода«case-study».

3) Каковы особенности технология создания «кейса»?

4) Назовите достоинства и недостатки «case-study» как формы организации и проведения занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: