Правовых курсов

Изучение теоретических аспектов права и вопросов кон­ституционного права предусмотрено государственным стандар­том знания для обучаемых системы общего образования. Зна­ния данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теоретического материала на уроках права имеет некоторые особенности. Можно сформулировать некоторые правила изучения тео­рии права в школе:

1. Знакомство с абстрактными, обобщенными дефиниция­ми должно сопровождаться конкретными примерами с опорой на социальный опыт ученика.

1 Ученики старших классов школы должны знать, что такое право, источ­ники права, система права, ответственность, закон, Конституция и т. д.

2. Не стоит заучивать сложные юридические конструкции, необходимо добиться их понимания.

3. Следует использовать возможности межпредметных связей. Важным методом изучения теории права в юриспруденции является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сопоставлять различные нормы права, правовые систе­мы страны и проч. В области методики обучения праву исполь­зуется прием сравнения. Учитель права может предлагать школь­никам, используя прием сравнения, выстраивать различные таблицы, схемы и проч. Предположим, школьники при изуче­нии темы «Правоотношения» сравнивают различные их виды и выясняют их общие и отличительные черты.

В процессе изучения теории права используется проблемное изложение. Однако оно вполне преемлимо и при рассмотрении норм отраслевого законодательства. Как реализовать это на уроке права?

Учитель может поставить перед учениками определенный вопрос, на который они пока не смогут дать ответ. Возникает необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмыш­лять. Так побуждается познавательная активность ребенка, ко­торый ищет путь разрешения противоречия. Школьникам мож­но представить противоположные взгляды на определенную ситуацию и попросить их предложить свой вариант решения. Проблема должна быть интересна школьникам, ее решение посильно и не слишком трудно для данного контингента учени­ков. В противном случае возникнет отторжение школьников от изучаемой проблемы.

При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание на формирование умений и навыков школьни­ков. В науке выделяют общие учебные умения:

речевые. В процессе обучения теории права необходимо обратить внимание на формирование таких умений школьни­ков: отвечать на вопросы, пересказывать юридическое содержа­ние проблемы, конфликтную ситуацию, требующую правового вмешательства, критически анализировать выступление других обучаемых. Речевые умения могут быть устными и письменны­ми. Последние тоже важны для обучающихся праву. На учебных занятиях они составляют необходимые документы (заявления, иски, жалобы и проч.);

организационные. Школьник должен уметь правильно распределить свой день, выполняя самостоятельные домашние задания, планировать ту или иную форму деятельности и проч.;

информационные. Ученик в процессе обучения праву при­обретает умения работать с учебником, правовыми текстами, хрестоматией, юридическими документами, справочниками;

интеллектуальные. К ним относят умения решать задачи, воспринимать и воспроизводить правовой материал, осуществ­лять самоконтроль.

Методика формирования умений при обучении праву может основываться на уже хорошо известной в обучении методике, суть которой прописывается в 4 этапах:

1. Формирование ориентировочной основы умения. Учи­тель раскрывает суть мыслительной операции, составляет па­мятку выполнения этой операции.

2. Ученики приступают к самостоятельному выполнению задания и применяют впервые показанную им операцию.

3. Выполняются тренировочные задания, чтобы прочно закрепить и углубить знания, навыки обучаемых.

4. Применяют умение по типу все более отдаленного переноса1.

Преподавание уголовного права в школе

Одной из ведущих отраслей российского права является уголовное право, регулирующее важную сферу человеческих отношений, определяя, какие поступки людей опасны для об­щества, государства, человека, и устанавливая наказания за их совершение. Рассматривая особенности российского уголовно­го закона, обучаемые должны понять важные его положения, основанные на презумпции невиновности, принципах равен­ства, справедливости, гуманизма, неотвратимости ответ­ственности.

Методика преподавания темы «Уголовное право» на уроках обращает внимание учителя на следующие аспекты: Учитель выясняет место темы в программе, структуру представленного материала. Как правило, темы подобного рода изучаются в конце курса. Необходимо раскрыть содержание основных правовых понятий: их свойств, возможные методические подходы к фор­ мированию понятий темы. Следует обратить внимание на понятия, прописанные как обязательные для усвоения по Госстандарту знаний (преступле­ние, наказание, уголовная ответственность). Анализируются трудности темы и пути их преодоления. Необходимо учитывать внутрикурсовые и межкурсовые связи.

Контрольные вопросы

1) В чем заключается сущность методики преподавания отдельных тем в курсе конституционное право?

2) Назовите особенности методика преподавания отдельных тем в курсе гражданское право.

3) Охарактеризуйте методику преподавания отдельных в курсе уголовном и административном праве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: