Основные нормативные правовые акты, применяемые при размещении заказов

- Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ

- Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

- Указ Президента Российской Федерации от 08 апреля 1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 N 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 № 147 «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 № 807 «Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры»

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»

Как правило, размещение муниципального заказа должно произ­водиться на торгах. Видами торгов являются открытый и закрытый конкурс, открытый и закрытый аукцион.

Открытый конкурс – самый предпочтительный способ размеще­ния заказа. Объявления о проведении конкурса публикуются в средст­вах массовой информации, в том числе электронных. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требо­ваниям, предусмотренным положением по размещению муниципаль­ного заказа. Победителем конкурса признается лицо или организа­ция, предложившие лучшие условия исполнения заказа. Недостатки открытого конкурса выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а кроме того, необхо­димо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки заявок.

Открытый аукцион — это торги, победителем которых является лидо (организация), предложившее наиболее низкую цену муници­пального контракта. Открытый аукцион проводится в тех случаях, когда по производству данной продукции (работ, услуг) имеется развитый конкурентный рынок. Аукционы также могут проводиться в электронной форме. Однако не вполне ясно, по какому критерию можно судить о наличии достаточно развитого конкурентного рынка. Закрытый конкурс или аукцион проводятся в следующих случаях:

- сроки выполнения муниципального контракта ограничены (на­пример, услуги носят сезонный характер);

- форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов;

- из-за невыполнения требований открытого конкурса или аук­циона все заявленные предложения отклонены.

Без проведения торгов муниципальный заказ может размещаться путем запроса котировок и у единственного исполнителя.

Запрос котировок цен, товаров, работ, услуг производится в виде открытого предложения, размещаемого в средствах массовой инфор­мации и (или) в сети Интернет. Победителем признается лицо или организация, предложившие самую низкую цепу муниципального контракта. Запрос котировок по своей организации значительно про­ще и дешевле, чем проведение торгов, но его разрешается проводить только при цене контракта не более 250 тыс. руб.

Муниципальный заказ может быть размещен у единственного исполнителя на сумму, не превышающую установленного Центро­банком предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. По итогам размещения таких заказов могут заключаться муниципальные контракты.

Администрация муниципального образования должна подгото­вить методическое обеспечение муниципального заказа, т. е. выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрак­там, установить критерии отбора исполнителей.

К потенциальным исполнителям конкурсов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Ис­полнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства п° уплате налогов в бюджеты всех уровней, не должен быть неплате­жеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена. Слож­нее предъявлять требования к участникам аукционов, ибо там един­ственным критерием выбора является цена контракта.

Процесс формирования и исполнения муниципального заказа зависит от способа размещения заказа.





Практика реализации Федерального закона № 94-ФЗ позволила сэкономить значительные объемы бюджетных средств за счет конкурс­ного проведения торгов. В то же время выявились многочисленные недостатки закона, вследствие чего в него уже внесено большое коли­чество изменений и дополнений. Тем не менее ряд проблем решить не удалось. При небольших заказах стоимость подготовки и проведения торгов оказывается значительно выше возможного эффекта, особенно в удаленных сельских поселениях, где зачастую имеется лишь один исполнитель, способный выполнить муниципальный заказ. Проце­дура подготовки торгов требует длительного времени, что осложня­ет выполнение срочных заказов. Не удается предотвратить факты коррупционного сговора участников аукционов с целью обеспечения победы «своего» исполнителя и завышения цены закупаемых това­ров. Победителями аукционов на работы и услуги могут оказаться не­квалифицированные исполнители, предлагающие явно заниженную цену контракта и получающие доход от его дальнейшей перепродажи по более высокой цене другому исполнителю. Федеральный закон № 94-ФЗ требует дальнейшего совершенствования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: