- Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ
- Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Указ Президента Российской Федерации от 08 апреля 1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 N 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 № 147 «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 № 807 «Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»
Как правило, размещение муниципального заказа должно производиться на торгах. Видами торгов являются открытый и закрытый конкурс, открытый и закрытый аукцион.
Открытый конкурс – самый предпочтительный способ размещения заказа. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации, в том числе электронных. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. Победителем конкурса признается лицо или организация, предложившие лучшие условия исполнения заказа. Недостатки открытого конкурса выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а кроме того, необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки заявок.
Открытый аукцион — это торги, победителем которых является лидо (организация), предложившее наиболее низкую цену муниципального контракта. Открытый аукцион проводится в тех случаях, когда по производству данной продукции (работ, услуг) имеется развитый конкурентный рынок. Аукционы также могут проводиться в электронной форме. Однако не вполне ясно, по какому критерию можно судить о наличии достаточно развитого конкурентного рынка. Закрытый конкурс или аукцион проводятся в следующих случаях:
- сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер);
- форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов;
- из-за невыполнения требований открытого конкурса или аукциона все заявленные предложения отклонены.
Без проведения торгов муниципальный заказ может размещаться путем запроса котировок и у единственного исполнителя.
Запрос котировок цен, товаров, работ, услуг производится в виде открытого предложения, размещаемого в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет. Победителем признается лицо или организация, предложившие самую низкую цепу муниципального контракта. Запрос котировок по своей организации значительно проще и дешевле, чем проведение торгов, но его разрешается проводить только при цене контракта не более 250 тыс. руб.
Муниципальный заказ может быть размещен у единственного исполнителя на сумму, не превышающую установленного Центробанком предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. По итогам размещения таких заказов могут заключаться муниципальные контракты.
Администрация муниципального образования должна подготовить методическое обеспечение муниципального заказа, т. е. выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам, установить критерии отбора исполнителей.
К потенциальным исполнителям конкурсов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства п° уплате налогов в бюджеты всех уровней, не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена. Сложнее предъявлять требования к участникам аукционов, ибо там единственным критерием выбора является цена контракта.
Процесс формирования и исполнения муниципального заказа зависит от способа размещения заказа.
Практика реализации Федерального закона № 94-ФЗ позволила сэкономить значительные объемы бюджетных средств за счет конкурсного проведения торгов. В то же время выявились многочисленные недостатки закона, вследствие чего в него уже внесено большое количество изменений и дополнений. Тем не менее ряд проблем решить не удалось. При небольших заказах стоимость подготовки и проведения торгов оказывается значительно выше возможного эффекта, особенно в удаленных сельских поселениях, где зачастую имеется лишь один исполнитель, способный выполнить муниципальный заказ. Процедура подготовки торгов требует длительного времени, что осложняет выполнение срочных заказов. Не удается предотвратить факты коррупционного сговора участников аукционов с целью обеспечения победы «своего» исполнителя и завышения цены закупаемых товаров. Победителями аукционов на работы и услуги могут оказаться неквалифицированные исполнители, предлагающие явно заниженную цену контракта и получающие доход от его дальнейшей перепродажи по более высокой цене другому исполнителю. Федеральный закон № 94-ФЗ требует дальнейшего совершенствования.