Характеристика спроса с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика

Спрос и предложение товара как элементы рыночного механизма не являются статичными, а находятся в постоянной динамике, обуславливая тем самым нестабильность рыночной системы.

Термин «эластичность» выражает степень чувствительности спроса к изменению воздействующих факторов: цены товара, денежного дохода потребителя, цен сопряженных товаров (субститутов и сублементов). С целью количественного выражения эластичности спроса по цене товара используется коэффициент, рассчитываемый по формуле:

p (Q2 –Q1 ) P2 – P1

Ed = (Q1 +Q2 ):2 (P1 + P2): 2, где

P1 – первоначальная цена товара,

P2 – последующее значение цены товара,

Q1 – первоначальный объем запрашиваемого товара,

Q2 –объем запрашиваемого товара после изменения цены,

Данная формула расчета эластичности спроса по цене товара предложена зарубежным экономистом и математиком Р. Алленом и базируется на правиле «средней точки». В экономических расчетах при анализе степени чувствительности спроса к изменению цены товара значение коэффициента Ed p берется по модулю.

Применяя данную формулу возможны следующие значения коэффициента:

1. Если Ed p › 1, то спрос эластичен, т. е. гибко реагирует на изменение цены товара.

2. Если Ed p = 1, то спрос единично эластичный, т. е. процентное изменение цены товара вызывает аналогичное процентное изменение объема запрашиваемого товара.

3. Если 0 ‹ Ed p ‹ 1, то спрос неэластичен, т. е. слабо реагирует на изменение цены товара.

4. Если Ed p = 0, то спрос совершенно (абсолютно) неэластичен, т. е. совсем не реагирует на изменение цены товара.

5. Если Ed p стремится к бесконечности, то спрос совершенно (абсолютно) эластичен, т. е. при некоторой «привлекательной» цене отсутствует предел объема запрашиваемого товара.

В зависимости от значения коэффициента эластичности график спроса на товар приобретает определенную конфигурацию (рис. 14).

P D P D P D
       
   
 


D

D D

Q Q Q

а) эластичный спрос б) единично эластичный спрос в) неэластичный спрос

P P

       
   


D

D D

D

г) совершенно неэластичный спрос д) совершенно эластичный спрос

Эластичность спроса по цене товара зависит от следующих факторов:

· Наличие товаров-заменителей (субститутов): в случае если товар, характеризуется высокой степенью субституции, то спрос на него эластичен;

· Значимость товара для потребителя с позиции удовлетворения потребности: спрос на товары первой необходимости, обеспечивающие жизнедеятельность человека (продукты питания, медикаменты и другие), неэластичен.

· Наличие взаимодополняющих (комплектарных) товаров: спрос на менее значимый дополнитель важного товара, расходы на который составляют большую долю в бюджете потребителя, является неэластичным. Например, бензин и тосол.

· Удельный вес товара в бюджете потребителя: если расходы на товар высоки, то спрос на него эластичен.

· Время, располагаемое для принятия потребительского решения: в коротком периоде времени спрос менее эластичен по сравнению с более длительным периодом, когда потребитель постепенно адаптируется к рыночным условиям.

Характер эластичности спроса определяет динамику выручки продавца при изменении цены товара. Возможны три ситуации:

1. В ситуации эластичного спроса (Ed p › 1) выручка продавца растет при снижении цены предлагаемого к продаже товара.

2. В ситуации единично эластичного спроса (Ed p = 1) выручка продавца не меняется при изменении цены товара.

3. В ситуации неэластичного спроса (Ed p ‹ 1) выручка продавца снижается при уменьшении цены реализуемого товара.

Второй вид эластичности спроса – эластичность спроса по доходу – показывает воздействие изменения денежного дохода потребителя на объем запрашиваемого товара. Коэффициент эластичности спроса по доходу потребителя рассчитывается по формуле:

I (Q2 –Q1 ): (Q1 – Q2)

Ed = (I2 + I1 ): (I1 + I2), где

Q1 -- количество запрашиваемого товара при первоначальном доходе I1

Q2 - количество запрашиваемого товара при последующем значении дохода I2.

Применяя данную формулу, возможны следующие значения коэффициента эластичности спроса по доходу потребителя:

1. Если EdI › 0, то с ростом дохода увеличивается спрос на «нормальные» товары (высшего качества).

2. Если EdI ‹ 0, то с ростом дохода спрос сокращается на товары низшего качества (малоценные товары).

3. Если EdI = 0, то изменение дохода не влияет на спрос потребителя в отношении товаров первой необходимости.

Эмпирическим путем выявлено, что спрос на предметы роскоши имеет коэффициент эластичности по доходу больше единицы, т. е. высокодоходные группы потребителей с ростом дохода тратят большую его долю на предметы роскоши и меньшую на товары первой необходимости. Таким образом, коэффициент эластичности спроса по доходу потребителя позволяет определить тип товара с позиции качественных характеристик, а также его функциональную роль в сфере потребления.

Третий вид эластичности – перекрестная ценовая эластичность спроса – позволяет определить сопряженность товаров в потреблении с позиции субституции, комплектарности или нейтральности. Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по формуле:

x,y (Q2 –Q1 ): (Q1 + Q2)

Ed = (P2 – P1 ): (P1 + P2), где

Q1 – первоначальный объем спроса на товар Х,

Q2 – последующий объем спроса на товар Х,

P1 – первоначальная цена товара Y,

P2 - последующая цена товара Y,

Применяя данную формулу, возможны следующие значения коэффициента перекрестной ценовой эластичности спроса:

· Если Edx.y › 0, то повышение цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой товар. Подобная взаимозависимость цены одного товара и спроса на другой товар характерна субститутам (взаимозаменяемым товарам, например, чаю и кофе);

· Если Edx.y ‹ 0, то повышение цены на один товар вызывает уменьшение спроса на другой товар. Подобная взаимозависимость цены одного товара и спроса на другой товар свойственна взаимодополняющим (комплектарным) товарам, например, автомобилю и бензину.

· Если, Edx.y = 0 то повышение цены на один товар не вызывает изменения спроса на другой товар. В подобном случае товары являются нейтральными друг к другу, т. е. несопряженными в потреблении друг с другом. Например, автомобиль и зубная паста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: