Предложение, равно как и спрос, реагирует на изменение цены товара. Степень чувствительности предложения количественно выражается коэффициентом эластичности, который рассчитывается по формуле:
p (Q2 –Q1 ): (Q1 + Q2)
ES = (P2 – P1 ): (P1 + P2), где
Q1 – первоначальный объем спроса на товар Х,
Q2 – последующий объем спроса на товар Х,
P1 – первоначальная цена товара Y,
P2 - последующая цена товара Y,
Коэффициент эластичности предложения может принимать следующие значения:
· Если Edp › 1, то предложение эластично, т. е. чувствительно к изменению цены товара (рис. 15 а);
· Если Edp ‹ 1, то предложение неэластично, т. е. слабо реагирует на изменение цены товара (рис. 15 б);
· Если Edp = 0, то предложение товара фиксировано в объеме, оно ограничено и является абсолютно неэластичным (рис. 15 в). Иными словами изменение цены не вызывает изменения объема предложения товара.
· Если Edp стремится к бесконечности, то по «привлекательной» цене Р, покрывающей издержки выпуска и обеспечивающей прибыль, производители готовы предложить к продаже неограниченный объем товара. В этом случае предложение носит абсолютно эластичный характер (рис. 15 г).
На эластичность предложения влияет фактор времени, которым располагает производитель, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. Так, предложение товара в текущем периоде абсолютно неэластично, в краткосрочном - эластично, а в долгосрочном - может быть абсолютно эластичным.
Значение коэффициента эластичности определяет конфигурацию графика предложения (рис. 15).

P S P S
S S
Q Q
а) эластичное предложение б) неэластичное предложение
P P
![]() | ![]() |
S
S S
S
в) совершенно неэластичное предложени г) совершенно эластичное предложение
11. 3 Сфера практического применения теории эластичности спроса и предложения и ее значение при анализе экономического поведения рыночных субъектов
Применение на практике теории эластичности позволяет:
· Изучить поведение потребителей на рынке и спрогнозировать динамику спроса на отдельные группы товаров в связи с изменением их цен и денежных доходов;
· Изучить поведение производителей (фирм и предприятий) и спрогнозировать динамику предложения отдельных групп товаров в связи с изменением их цен и объема располагаемого инвестиционного бюджета;
· Разработать ценовую политику фирмы с учетом особенностей потребительского спроса;
· Корректировать планируемые объемы выпуска в текущем, краткосрочном, долгосрочном периодах деятельности фирмы на рынке.
· Государственным органам регулирования рыночной экономики контролировать цены на социально-значимые товары.
Таким образом, теория эластичности имеет широкое практическое применение и направлена на оптимизацию рыночных взаимоотношений товаропроизводителей и конечных потребителей.








