Характеристика предложения с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика

Предложение, равно как и спрос, реагирует на изменение цены товара. Степень чувствительности предложения количественно выражается коэффициентом эластичности, который рассчитывается по формуле:

p (Q2 –Q1 ): (Q1 + Q2)

ES = (P2 – P1 ): (P1 + P2), где

Q1 – первоначальный объем спроса на товар Х,

Q2 – последующий объем спроса на товар Х,

P1 – первоначальная цена товара Y,

P2 - последующая цена товара Y,

Коэффициент эластичности предложения может принимать следующие значения:

· Если Edp › 1, то предложение эластично, т. е. чувствительно к изменению цены товара (рис. 15 а);

· Если Edp ‹ 1, то предложение неэластично, т. е. слабо реагирует на изменение цены товара (рис. 15 б);

· Если Edp = 0, то предложение товара фиксировано в объеме, оно ограничено и является абсолютно неэластичным (рис. 15 в). Иными словами изменение цены не вызывает изменения объема предложения товара.

· Если Edp стремится к бесконечности, то по «привлекательной» цене Р, покрывающей издержки выпуска и обеспечивающей прибыль, производители готовы предложить к продаже неограниченный объем товара. В этом случае предложение носит абсолютно эластичный характер (рис. 15 г).

На эластичность предложения влияет фактор времени, которым располагает производитель, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. Так, предложение товара в текущем периоде абсолютно неэластично, в краткосрочном - эластично, а в долгосрочном - может быть абсолютно эластичным.

Значение коэффициента эластичности определяет конфигурацию графика предложения (рис. 15).

P S P S

S S

Q Q

а) эластичное предложение б) неэластичное предложение

P P

       
   


S

S S

S

в) совершенно неэластичное предложени г) совершенно эластичное предложение

11. 3 Сфера практического применения теории эластичности спроса и предложения и ее значение при анализе экономического поведения рыночных субъектов

Применение на практике теории эластичности позволяет:

· Изучить поведение потребителей на рынке и спрогнозировать динамику спроса на отдельные группы товаров в связи с изменением их цен и денежных доходов;

· Изучить поведение производителей (фирм и предприятий) и спрогнозировать динамику предложения отдельных групп товаров в связи с изменением их цен и объема располагаемого инвестиционного бюджета;

· Разработать ценовую политику фирмы с учетом особенностей потребительского спроса;

· Корректировать планируемые объемы выпуска в текущем, краткосрочном, долгосрочном периодах деятельности фирмы на рынке.

· Государственным органам регулирования рыночной экономики контролировать цены на социально-значимые товары.

Таким образом, теория эластичности имеет широкое практическое применение и направлена на оптимизацию рыночных взаимоотношений товаропроизводителей и конечных потребителей.




double arrow
Сейчас читают про: