Общая характеристика капитала как фактора производства

Капитал – это фактор производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью изготавливать товары и оказывать услуги. К капиталу относятся инструменты и оборудование, здания и сооружения и т. п. В микроэкономической теории капитал делится на четыре вида:

1. Физический (технический) капитал – это совокупность материальных средств, которые используются в различных фазах производства и увеличивают производительность труда работников. К физическому капиталу относятся станки, машины, механизмы, компьютеры и т. п.

2. Финансовый (денежный) капитал – это совокупность денежных средств и денежное выражение стоимости ценных бумаг.

3. Юридический капитал – это совокупность прав распоряжения некоторыми ценностями.

4. Человеческий капитал – это знания, опыт, здоровье, навыки, мотивация, сформированные в результате инвестиций и накопленные человеком для повышения производительности своего труда.

Физический капитал делится на основной и оборотный. Основной капитал – это капитал, участвующий в процессе производства на протяжении нескольких циклов и переносящий свою стоимость на создаваемые товары по частям. К основному капиталу относятся машины, механизмы, оборудование и т. д. Оборотный капитал – это капитал, участвующий в производственном цикле один раз и полностью переносящий свою стоимость на созданные товары. К оборотному капиталу относятся сырье, вода, материалы, топливо, электроэнергия.

Денежные средства, затрачиваемые фирмой на приобретение основного и оборотного капитала, называются инвестициями. По своей экономической сути инвестиции – это затраты фирмы на производство товаров и оказание услуг. Решение об объеме инвестиционных вложений принимается исходя из прогноза прибыли и стаки банковского процента.

Основной капитал в процессе использования подвергается физическому и моральному износу. Физический износ проявляется как под воздействием процесса производства, так и сил природы. Моральный износ выражается в снижении полезных свойств основного капитала, вызванное объективными (изменение образа жизни, НТП) и субъективными (влияние моды и рекламы) причинами. Для замены устаревшего в физическом и моральном смысле основного капитала предприниматели проводят политику амортизации, которая состоит в аккумулировании вырученных в результате реализации готовой продукции денежных средств на специальном счете бухгалтерской отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: