Самостоятельная работа. Промышленность и ее роль в социально-экономическом развитии общества

Промышленность и ее роль в социально-экономическом развитии общества. Отраслевая структура промышленности: понятие, показатели и определяющие факторы. Основные направления промышленной политики РК. Принципы размещения промышленности, особенности размещения производства в различных отраслях промышленности. Методика экономического обоснования размещения производства, критерии и показатели оценки.

Социально-экономические реформы в Казахстане происходили в соответствии с программами Правительства страны и на каждом этапе включали в себя различные цели и задачи.

На первом этапе (1992-1994 гг.) в экономике динамично осуществлялись процессы либерализации, создавалась законодательная и институциональная база рыночных отношений, рынок наполнялся потребительскими товарами.

На втором этапе (1995-1999 гг.) главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий. На первом этапе преобразований было обеспечено:

ü Принятие в 1995 г. Конституции Республики Казахстан;

ü Начало реализации стабилизационных программ, включающих ограниченную денежно-кредитную политику, ужесточение государственных расходов, завершение либерализации цен и внешней торговли;

ü Разрешение продажи права пользования земельными участками, находящимися в собственности предприятий;

ü Либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб, хлебобулочные изделия, муку, пшеницу, другие крупы;

Образование Таможенного союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана;

ü Принятие законов: о банкротстве, об антимонопольной деятельности, о бюджетной системе, о Национальном банке, о нефти, о налогах и обязательных платежах, о приватизации, о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.;

ü Подписание контрактов о передаче в управление ряда крупных нефтегазовых и горно-металлургических предприятий иностранным инвесторам;

ü Подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ;

ü Проведение реформ в пенсионной системе, сфере жилищно-коммунального хозяйства и образования;

ü Обнародование Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым Стратегии развития страны «Казахстан-2030»;

ü Перенос столицы из Алматы в г. Астана.

Реализация всего комплекса мер позволила уже в 1997 году обеспечить макроэкономическую сбалансированность и создать условия для реального и финансового секторов экономики. Мировой финансовый кризис 1998-1999 гг. оказал негативное воздействие на казахстанскую экономику. Однако жесткая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика Правительства и Национального Банка создали условия для поддержки отечественных производителей, развития производства, улучшения положения о финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Казахстана. С целью повышения конкурентоспособности экономики была разработана новая промышленная и аграрная политика, повышен контроль роста тарифов на услуги естественных монополий, приняты законы о защите внутреннего рынка, об антидемпинге.

В результате взвешенной экономической политики макроэкономическая ситуация в стране стабилизировалась, возросли объемы производства в промышленности, сельском хозяйстве, были достигнуты высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. В 1999г. валовой внутренний продукт возрос по сравнению с предыдущем годом на 2,7 %. Инфляция, обменный курс тенге и дефицит государственного бюджета приобрели контролируемый характер.

Третий этап рыночных преобразований в Казахстане начался в 2000г. Для него характерны высокие темпы экономического роста, опережающий рост инвестиций в основной капитал, дальнейшее укрепление финансового сектора. На этом этапе осуществлялись следующие меры:

ü Реализация Стратегии развития «Казахстан-2030»;

ü Развитие системы индикативного и бюджетного планирования;

ü Принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны;

ü Создание Национального фонда и Банка развития;

ü Проведение легализации денежных средств;

ü Принятие законов о финансовом лизинге, строительных сбережениях, ипотечном кредитовании, страховой деятельности, налогового кодекса;

ü Принятие государственных и секторальных программ развития страхования, поддержки малого предпринимательства, развития г. Астаны, физической культуры и спорта, борьбы с коррупцией, регулирования оборота нефти.

Основные результаты социально-экономических реформ:

ü Создание основ рыночной экономики, института частной собственности, осуществление процессов либерализации;

ü Реорганизация системы государственных органов управления экономикой;

ü Формирование финансового сектора, адекватного рыночной экономике;

ü Обеспечение регулируемости денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики;

ü Расширение инвестиционного потенциала за счет мобилизации внутренних накоплений и привлечения иностранного капитала;

ü Осуществление промышленной политики, восстановление экономической активности; создание условий для развития предпринимательства.

ü Формирование условий для решения социальных задач;

ü Целенаправленная внешнеэкономическая деятельность для обеспечения экономического роста;

ü Устойчивость национальной валюты;

ü Расширение емкости внутреннего рынка;

ü Восстановление платежеспособного спроса населения и др.

В последние годы имеет место поступательное, достаточно динамичное развитие экономики Казахстана. Экономический рост в течение последних пяти лет превышает 9%. В 2004 г., по предварительным данным, прирост ВВП по сравнению с предыдущем годом составил 9,4 %. Впервые за годы реформ производства ВВП превысило уровень 1990 года.

Основными факторами роста экономики в 2004 году явились:

Внешние факторы - благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков сырья для экспортных товаров Казахстана;

Внутренние факторы - макроэкономическая стабильность; рост деловой активности предприятий в реальном секторе; повышение внутреннего спроса в результате улучшения уровня жизни населения; активизация инвестиционных процессов.

В настоящее время Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы формирует государственную экономическую политику Казахстана и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации и модернизации экономики и создания условий для производства конкретных видов продукции и роста экспорта.

В рамках долгосрочной стратегии формируется государственная экономическая политика, которая нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности, развитие производства конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, что является главным предметом государственной индустриальной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем:

ü сырьевая направленность;

ü незначительная интеграция с мировой экономикой;

ü слабая межотраслевая и межрегиональная интеграция внутри страны;

ü невысокий потребительский спрос на товары и услуги;

ü неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;

ü общая техническая и технологическая отсталость предприятий;

ü отсутствие действенной связи науки с производством;

ü низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

ü несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам реализации и переходу к сервисно-технологической экономики.

Таблица 1- Промышленное производство по видам деятельности

Отрасли Объем производства, млн. тенге Удельный вес, %
Всего по промышленности   100,0
Горнодобывающая промышленность   48,9
Обрабатывающая промышленность   43,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды     7,8

В промышленности Казахстана примерно равными долями представлены горнодобывающая и обрабатывающая промышленность.

При нынешней направленности экономики сохраняется высокая зависимость социально-экономического развития страны от внешних факторов, в частности от уровня мировых цен и создается угроза исчерпания природных ресурсов.

В динамике ВВП Казахстана прослеживается три этапа:

ü 1991-1995 г.г. - производство Казахстана ежегодно сокращалось в среднем на 8,8 %.

ü 1996-1998г.г. - производство ВВВ практически оставалось на уровне 1995 года.

ü 1999-2002г.г. - постепенное восстановление экономического потенциала страны, характеризуемое приростом производства в размере 8,8% ежегодно.

Динамика экономического развития по отдельным отраслям за период с 1991 по 2003 годы была различной. Объем сельскохозяйственного производства в 1998 году по сравнению с 1990 снизился почти в 2,5 раза. Далее наблюдался рост, но в 2002 году он составлял менее 60% от уровня 1990 года. В промышленности в 1995 года спад превысил двукратную величину и сохранялся на этом уровне в течение пяти лет. Затем наблюдался рост производства, однако объем продукции в 2002 году был на 28,5% меньше уровня 1990 года. Объем производства сокращался и в строительстве, и в торговле, а также в транспорте, но доля этих отраслей изменилась в разной степени.

Таблица 2- Отраслевая структура ВВП Казахстана, %

  Доля отраслей в ВВП
1990 г. 2002 г.
ВВП    
в том числе    
сельское хозяйство    
промышленность    
строительство    
торговля    
транспорт    

Главная цель развития экономики Казахстана на долгосрочную перспективу направлена на производство конкурентоспособных товаров и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг.

ЗАДАЧИ:

ü Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста не менее 8 %.

ü Повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 в 3 раза и снижение энергоемкости в 2 раза.

ü Повышение эффективности использования основных фондов обрабатывающей промышленности.

ü Создание благоприятного предпринимательского климата, структуры общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентные преимущества, добиваясь наибольшей добавленной стоимости.

ü Стимулирование и создание наукоемких и высокотехнологичных экспортно-ориентированных производств.

ü Диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

ü Переход к мировым стандартам качества ИСО.

ü Наращивание интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые процессы.

Развитие экономики Казахстана на долгосрочную перспективу базируется на следующих принципах:

ü партнерство счастным сектором;

ü направленность инвестиционных и инновационных предложений на повышение конкурентоспособных товаров и услуг, производимых в несырьевых отраслях промышленности;

ü государственная и иная поддержка в реализации проектов, направленная на модернизацию промышленности и прозрачность процедур по ее оказанию;

ü обеспечение равных конкурентных условий и здоровой конкурентной среды.

В последние годы в структуре промышленного производства повысился удельный вес отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти, газа, продукции черной и цветной металлургии:

Годы Отрасли и удельный вес в объеме промышленности
  Машиностроение, легкая и пищевая промышленность - свыше 50% Топливная промышленность и металлургия – 23% и 25% Нефтеперерабатывающая и горнодобывающая промышленность 40% и 85%

Приоритеты государственной, структурной политики должны соответствовать сравнительным преимуществом отечественной экономики и совпадать с направлениями глобального технико-экономического развития.

Для современных экспортоориентированных производств характерен рост инвестиций только на основе увеличения капиталовложений, возможно увеличение качества продукции, достижения конкурентоспособности.

Инвестиционная деятельность фирм и органов исполнительной власти должна быть направлена на увеличение капитала в определенных сферах деятельности. Эффективность инвестиционных вложений характеризуется увеличением доходов бюджета и населениям, ростом его занятости.

Формирование и реализация приоритетов государственной политики должны гарантировать рост частной инвестиционной активности и экономический подъем на основе перспективных технологий.

Государственное финансирование экономики и научных исследований в свою очередь должно быть сконцентрировано на реализации этих приоритетов путем разработки соответствующих целевых программ.

Для современных экспортоориентированных производств характерна постоянно растущая сумма инвестиционных вложений, что, в свою очередь, вызывает:

ü повышение качества продукции;

ü снижение ее себестоимости;

ü расширение производственных мощностей;

ü достижение конкурентоспособности;

ü укрепление позиции на рынке.

Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основные признаки классификации: отраслевая и предметная специализация; структура производства; мощность производственного потенциала (размер предприятия).

Отраслевые различия:

ü промышленные предприятия по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства;

ü сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, технических культур;

ü предприятия строительной индустрии, транспорта.

Важнейшими с точки зрения потребности человека являются предприятия, производящие предметы потребления - это предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также машиностроение, деревообрабатывающая промышленность, предприятия жилищного и коммунального хозяйства.

Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. Например, промышленность делится на две большие специализированные отрасли: добывающая и перерабатывающая. В свою очередь, перерабатывающая промышленность подразделяется на отрасли легкой, пищевой, тяжелой и так далее.

Наряду с этим в хозяйственном объединении машиностроения имеются металлургические предприятия, электростанции, транспортные объединения. Поэтому в народном хозяйстве используются два вида определения отраслей принадлежности предприятия:

1. по административно-организационному

2. по продуктовому

По первому признаку учитывается основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству. Здесь предприятия, выпускающие машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны (например, угольной).

В соответствии с продовольственным признаком, то есть, с отраслевой принадлежностью выпускаемой продукцией определяется структура и объем производства по каждой «чистой» отрасли. В этом случае машиностроительный завод вне зависимости от административной подчиненности будет относиться к машиностроению.

Приоритеты развития экономики Республики Казахстан

ü Обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе диверсификации, модернизации экономики и создание условий для производства конкретных видов продукции и роста экспорта.

ü Создание равных конкурентных условий для всех субъектов рынка.

ü Использование достижения науки, повышение конкурентоспособности экономики. Преодоление отставания в области менеджмента и маркетинговых исследований, стандартизации и сертификации продукции.

ü Отбор инвестиционных и инновационных проектов для финансирования и с участием финансовых ресурсов государства. Для этого необходимо создание новых финансовых институтов.

ü Ориентация налогового и таможенного законодательства на стимулирование казахстанской продукции и приток инвестиций в экономику страны.

ü Повышение привлекательности Казахстана для инвестиций, трансферта технологий, обмена научными достижениями за счет создания современной и развитой научно-инновационной инфраструктуры, эффективная система подготовки высоко квалифицированных управленческих, научных, инженерных, технических и рабочих кадров.

ü Осуществление структурных преобразований в пользу производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высоко добавленной стоимостью.

ü Диверсификация экспорта и расширение выхода Казахстана на мировой рынок с готовой продукцией, углубление интеграции экономики Казахстана с мировой экономикой не только через сырьевые товары, но и за счет готовых изделий и инновационных услуг.

ü Перелом в развитии малого, среднего и особенно инновационного бизнеса.

ü Кардинальное улучшение работы фондового рынка, вовлечение в инвестиционные ресурсы реального сектора экономики средств пенсионных, страховых и средств населения, перелив доходов сырьевого сектора в обрабатывающий.

ü Рост капитализации банков и снижение банковских кредитных рисков. Снижение ставок по кредитам на 3-4%. Укрепление доверия к банкам, трансформация валовых сбережений в инвестиции.

ü Снижение налогового бремени на экономику с целью изменения соотношения между официальной и теневой экономикой

В современных условиях национальная экономика Казахстана становится все более открытой, поэтому необходимо учитывать тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. ВЭД предприятия – это сфера производственно-хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, с экспортом и импортом товаров и услуг. ВЭД государства – это целенаправленная политика, которая обеспечивает продвижение товаров и услуг на мировой рынок в целях получения активного платежного баланса и повышения благосостояния населения.

Факторы развития внешнеэкономической деятельности:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира.

2. Различие (избыток, недостаток) в людских, сырьевых, финансовых ресурсах.

3. Характер политических отношений.

4. Различный уровень научно-технического развития государств.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

Выбор вида ВЭД зависит от конкретной специализации предприятия, его финансового положения, механизма государственного регулирования, формы собственности.

В настоящее время основной формой ВЭД предприятий является внешнеторговая деятельность, которая заключается в обмене товарами и услугами между различными странами.


Рисунок 1 – Формы ВЭД предприятия

Сначала решается вопрос, какие товары или услуги предприятие может предложить на внешний рынок. Особое внимание здесь уделяется исследованиям перспектив сбыта данной продукции на внешнем рынке. Затем выбирается партнер по сделке. При выборе партера очень важно получить из независимых источников информацию о его добросовестности при исполнении обязательств, о том, какое положение он занимает на данном рынке, насколько прочно его финансовое положение. На следующем этапе сделки предполагается установление делового контакта с выбранным партнером – переговоры. В процессе переговоров должны быть решены и согласованы все вопросы, касающиеся будущей сделки. Результатом переговоров между сторонами сделки является внешнеторговый контракт.

Внешнеторговый контракт - это документ, в котором наиболее полно отражены условия договора купли – продажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом). Внешнеторговый контракт предусматривает обязательство одной стороны (экспортера) передать товар в собственность другой стороне (импортеру), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену. Содержание контракта определяется обеими сторонами сделки и во многом зависит от специфики товара, особенностей национального законодательства, торговых обычаев.

Внешнеторговая операция – это комплекс действий контрагентов (иностранных партнеров по внешнеторговой операции) разных стран, направленных на совершенствование торгового обмена и обеспечивающих такой обмен.

Термин "внешнеторговая деятельность" подразумевает сложный механизм взаимоотношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров на мировом рынке. Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

Международная торговля характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом. Торговое сальдо – разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Активное торговое сальдо – преобладание экспорта (это говорит о здоровой экономике). Торговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Таблица 3- Классификация внешнеторговых операций

Признак классификации Виды операций
По направлениям торговли Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные.
По группам товаров Купля - продажа машин и оборудования, сырьевых, продовольственных, непродовольственных и др.
По степени готовности товара к продаже Поставка готовой продукции, узлов и деталей для сборки продукции, комплектного оборудования и т.д.
Товарообменная торговля Встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции, переработка давальческого сырья.
Оказание услуг и торговля научно-техническими достижениями Инжиниринг, аренда, факторинг, туризм, консультационные услуги в области информатики и управления, обслуживание товарооборота, патент, лицензии, роялти, ноу-хау, объекты авторского права.
Торгово-посредническая деятельность Консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские.
Торговля состязательного типа Аукцион, международные торги, биржевая торговля.

Даже при самой большой степени либерализации экономики любое государство сохраняет за собой определенные функции по регулированию экономических процессов, в частности государством осуществляются меры по регулированию ВЭД. Система государственного регулирования ВЭД предприятий включает:

ü законодательно – правовую базу регулирования;

ü институционно – организационную структуру регулирования;

ü государственное программирование ВЭД;

ü квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

ü сертификацию импортных товаров;

ü регистрацию некоторых экспортных товаров;

ü обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

ü таможенное регулирование;

ü валютное и кредитно – денежное регулирование ВЭД.

Основные цели государственного регулирования ВЭД состоят в следующем:

ü использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в Казахстане конкурентоспособной экономики;

ü содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения казахстанских предприятий в мировую кон­куренцию;

ü создание условий доступа казахстанских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

ü защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

ü создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Меры, предпринимаемые правительством по изменению объема и структуры внешней торговли, могут осуществляться путем использования тарифных и нетарифных методов регулирования.

Таможенный тариф представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Существуют 2 основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные.

Специфические определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема).

Адвалорная пошлина устанавливается в виде % от таможенной стоимости товара.

Помимо названных пошлин в Казахстане применяются следующие: сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Сезонные пошлины позволяют оперативно регулировать ввоз/вывоз товаров. Срок их действия -4 месяцев. В течение этого периода пошлины не меняются.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию Казахстана товаров по цене ниже нормальной или цене, которая ниже, чем на внутреннем рынке страны, из которой осуществляется экспорт товаров. Такой ввоз, как правило, ухудшает конкурентные позиции отечественных производителей.

Компенсационные таможенные пошлины применяются в отношении товаров, при экспорте которых использовались субсидии, что также наносит ущерб национальным товаропроизводителям и снижает возможность увеличения производства этих товаров.

Одним из направлений развития регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов.

Зона свободной торговли – соглашение между странами, участники которого ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют таможенные тарифы по отношению к третьим странам.

Таможенный союз – соглашение между странами, предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление единого внешнего таможенного тарифа.

Наиболее распространенная форма нетарифного ограничения - квотирование (Квота или контингент). Квотирование (или контингентирование) представляет собой ограничение объема продукции, разрешенного к ввозу в страну – импортная квота, или вывозу из страны – экспортная квота за определенный период.

Экспортные субсидии. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей является экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товара за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Производителям, получаемым субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке.

Демпинг – распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке цены экспортера.

Крайними формами государственного ограничения внешней торговли является экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой принята эта мера нетарифного регулирования.

Список рекомендуемой литературы:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической социальной и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана:Елорда, 2005.(Стр.44)

2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы

3. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.- 336 с.: ил. (Стр. 13-19)

4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 280 с. – (Высшее образование).(Стр. 257)

5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2001.- 718 с.(Стр. 684)

6. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. –М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.-693с.(Стр. 513)

7. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2000.- 304 с. (Стр. 29-37)

8. Мелешенко Н.Н. Краткий курс лекций по организации внешнеэкономической деятельности для самостоятельной работы студентов экономического факультета очной и заочной формы обучения. Астана: Изд-во Казахского аграрного университета им. С.Сейфуллина, 2002.(Стр 60)

Тема 2 Государственное регулирование экономики (вопросы лекций)

1Сущность, основные категории рынка. Виды рынков, их особенности и характерные черты.

2 Основные элементы рыночной инфраструктуры.

3 Сущность и методы государственного регулирования рыночной экономики. Методы государственного регулирования экономики в развитых странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow