Задачи:
· Дифференцировать признаки лета и осени, ранней и поздней осени.
· Активизировать словарь детей по теме. особое внимание уделять переводу лексики пассивного словаря в активный.
· Упражнять в умении употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными и «увеличительными» суффиксами
· Развивать наблюдательность, умение всматриваться в окружающее, видеть изменения в природе, уметь охарактеризовать их словами.
· Совершенствовать сенсорные способности (слух, обоняние, осязание). Учить вслушиваться в шорох листьев, голоса птиц, ощущать прохладу ветра, дождя, тепло осенних солнечных лучей, запах прелых листьев, выражать словами свои ощущения.
· Запоминать названия осенних месяцев, закреплять временные представления (месяц - время года, день - неделя - месяц).
· Совершенствовать у детей навыки словообразования (дуб - дубочек, лист - листочек, листочки; дождичек, дождище, денек; ветерок, ветрище).
· Активизировать в речи детей сложные слова: листопад, листопадничек (зайчонок), разноцветный (ковер).
|
|
· Учить понимать переносное значение слов: золотой лист, ковер, золотая осень.
· Закреплять употребление в речи существительных родительного падежа множественного числа на -ьев (деревьев, листьев) и с другими окончаниями (дождей, птиц, луж и т. д.).
· Совершенствовать умение использовать в речи глаголы, согласовывая их с существительными единственного и множественного числа (лист кружится, опадает, шуршит, сохнет; листья желтеют, кружатся, шуршат, преют, гниют), учитывая их многозначность (идет дождь, человек, время), применяя совершенный и несовершенный вид (осень наступает — осень наступила).
· Активизировать в речи детей употребление приставочных глаголов (Небо закрылось серыми тучами. Земля укрылась опавшими листьями).
· Закреплять понятие о слове - признаке предмета.
· Активизировать в речи детей:
-относительные прилагательные (осенний, дубовый, кленовый, рябиновый, березовый (лист), дождливый (день);
качественные прилагательные (Дождь какой? Холодный, сильный, долгий.. Погода какая? Пасмурная, прохладная, ясная, холодная. Лист багряный. День короткий);
сравнительную степень прилагательных (дни короче, ночи длиннее, дожди холоднее).
· Упражнять в различении родовой принадлежности слов по вопросам какой?какая?какое?какие?(Осеннее дерево. Осенние признаки. Осенняя погода. Осенний день).
· Поощрять использование определений в предложениях различной конструкции.
· Закреплять умение самостоятельно формулировать вопросы.
· Упражнять в употреблении наречия много и числительных один, два, пять с существительными (одна птица, две птицы, пять птиц, много птиц; одно дерево и т. д.).
· Продолжать упражнять в употреблении предложений с предлогами в, на, из (Птицы улетают на юг. Они летят в далекие теплые края. Из темных серых туч льется холодный дождь).
· Закреплять употребление союзов:
- и в предложениях с однородными определениями (Небо облачное, низкое и серое); -а (Дни стали короче, а ночи длиннее).