Показатели-факторы | Сумма, тыс. руб. |
1. Изменение прибыли от продаж – всего, в том числе за счет факторов: - выручки от продаж - цен на продукцию - себестоимости проданной продукции - коммерческих расходов - управленческих расходов | -59,55 -1,42 4,25 130,72 -76,63 -116,47 |
2. Изменение операционных доходов и расходов – всего, в том числе за счет: - процентов к получению - процентов к уплате - доходов от участия в других организациях - прочих доходов - прочих расходов | -267,00 -388,00 -71,00 0,00 35,00 157,00 |
3. Изменение прочие доходов и расходов – всего, в том числе за счет: - прочие доходов - прочие расходов | 391,00 64,00 327,00 |
4. Изменение прибыли до налогообложения (п.1 + п.2 + п.3) | 64,45 |
5. Изменение отложенных налоговых активов | 0,00 |
6. Изменение налоговых обязательств | 70,00 |
7. Изменение налога на прибыль и прочих платежей в бюджет | -163,80 |
8. Изменение чистой прибыли (п.4 – п.5 + п.6 – п.7) | 181,20 |
2.5. Анализ рентабельности
Анализ рентабельности проводится по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за отчетный период и формы № 1 «Бухгалтерский баланс» за отчетный и предыдущий периоды.
|
|
После выполненных расчетов определяются показатели рентабельности и дается оценка в динамике показателям, отраженным в табл. 3.
Оценку динамики показателей рентабельности проведем, используя данные табл. 4.
Из табл. 3, 4 видно, что показатели рентабельности за анализируемый период достаточно высоки и продолжают повышаться. В отчетном периоде рентабельность увеличилась практически по всем показателям.
Рентабельность собственного капитала резко выросла по причине получения предприятием прибыли.
Таблица 3
Показатели рентабельности, %
Наименование показателя | Базисный период | Отчетный период | Пояснения |
1. Рентабельность продаж (R1) | 25,28 | 24,88 | Показывает размер прибыли от продаж (Рп) на рубль выручки от продаж (ВП) |
2. Общая рентабельность капитала (R2) | 2,88 | 6,40 | Показывает размер общей прибыли (Ро) на рубль капитала. Для расчета берется средняя величина капитала (Кср) |
3. Рентабельность собственного капитала (R3) | 95,2 | 204,7 | Показывает размер общей прибыли на рубль собственного капитала |
4. Рентабельность продукции (R4) | 33,83 | 33,12 | Показывает размер прибыли от продаж на рубль себестоимости продукции (S) |
5. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (R5) | 67,1 | 141,3 | Показывает размер чистой прибыли (Рч) на рубль собственного капитала |
6. Рентабельность производственных фондов (R6) | 73,5 | 81,8 | Показывает размер прибыли от продаж на один рубль производственных фондов. Производственные фонды рассчитываются как сумма основных производственных фондов (F) и производственных запасов (E) |
Таблица 4
|
|
Динамика показателей рентабельности, %
Наименование показателя | За отчетный период | За аналогичный период предыдущего года | Изменение (+,-) |
1. Рентабельность продаж (R1) | 24,88 | 25,28 | -0,40 |
2. Общая рентабельность капитала (R2) | 6,40 | 2,88 | 3,51 |
3. Рентабельность собственного капитала (R3) | 204,66 | 95,17 | 109,49 |
4. Рентабельность продукции (R4) | 33,12 | 33,83 | -0,71 |
5. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (R5) | 141,28 | 67,11 | 74,17 |
6. Рентабельность производственных фондов (R6) | 81,82 | 73,46 | 8,35 |
2.6. Анализ деловой активности предприятия
Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.
Качественные критерии – широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др.
Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов).
Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними:
ТП > ТВ > ТА > 100 %, (16)
где ТП – темп прироста прибыли, %;
ТВ – темп прироста выручки от продаж, %;
ТА – темп прироста активов, %.
Прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, а активы (имущество) предприятия использоваться более рационально. Однако на практике, даже у стабильно работающих предприятий, возможны отклонения от указанного соотношения показателей.
Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия. Их можно представить в виде системы финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости (табл. 5). Они имеют важное значение для любого предприятия.
Во-первых, от скорости оборота авансированных средств зависит объем выручки от реализации товаров.
Во-вторых, с размерами выручки от реализации, следовательно, и с оборачиваемостью активов связана относительная величина коммерческих и управленческих расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.
Таблица 5