Дети пользуются как простыми, так и распространенными предложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
Понимание речи
Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов, появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.). Чаще используются прилагательные для обозначения признаков и качеств предметов, для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.), шире используются наречия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.). Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево — деревянный, снег — снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.
|
|