Раздел I. Условный эталон возрастной нормы развития речи детей пяти лет

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Условный эталон возрастной нормы развития речи детей пяти лет

В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), спе­циалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических про­явлений вообще не следует ожидать в бли­жайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме.

И.С. Жукова, Е.М. Мастюко&а.

Преодоление общего недоразвития речи

у школьников

О целесообразности использования в работе логопеда условного эталона возрастной нормы детской речи говорят многие.

Логопедов-практиков интересуют несколько аспектов услов­ного эталона возрастной нормы развития детской речи:

* линейная логика овладения родным языком;

• качественная и количественная характеристики структур­ных компонентов языковой системы;

• кульминационный процесс речевого высказывания — уме­ние ребенка строить предложения различной структуры;

• связная речь — главный показатель уровня развития дет­ской речи.

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление:— лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

• крики — возникают самостоятельно, без побуждения со сто­роны взрослых — с момента рождения до 2 мес.;

• гуление — стихийно не возникает, его появление обуслов­лено эмоционально-личностным общением ребенка со взрос­лым — с 2 до 5-7 мес.;

• лепет — стихийно также не возникает, его появление обу­словлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым — с 5-6 до 12-14 мес.;

• слова — переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета - с 11— 12 мес.;

• словосочетания — появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов — с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;

• предложения — ребенок начинает конструировать их в усло­виях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. Появляются вопросы где? куда?; с 3 лет — вопросы почему? когда?;

связный рассказ — появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек.— с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке — с 4 лет; овладение элементами контекстной речи — с 5 лет.

Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: