ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Условный эталон возрастной нормы развития речи детей пяти лет
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме.
И.С. Жукова, Е.М. Мастюко&а.
Преодоление общего недоразвития речи
у школьников
О целесообразности использования в работе логопеда условного эталона возрастной нормы детской речи говорят многие.
Логопедов-практиков интересуют несколько аспектов условного эталона возрастной нормы развития детской речи:
* линейная логика овладения родным языком;
• качественная и количественная характеристики структурных компонентов языковой системы;
|
|
• кульминационный процесс речевого высказывания — умение ребенка строить предложения различной структуры;
• связная речь — главный показатель уровня развития детской речи.
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление:— лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.
При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
• крики — возникают самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых — с момента рождения до 2 мес.;
• гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 мес.;
• лепет — стихийно также не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым — с 5-6 до 12-14 мес.;
• слова — переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета - с 11— 12 мес.;
• словосочетания — появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов — с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;
• предложения — ребенок начинает конструировать их в условиях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. Появляются вопросы где? куда?; с 3 лет — вопросы почему? когда?;
• связный рассказ — появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек.— с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке — с 4 лет; овладение элементами контекстной речи — с 5 лет.
Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет