Грамматический строй речи. К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чер­тах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имен существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи.

Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличе­ния грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с сущест­вительными, нарушения в структуре предложений и т.д.

Звукопроизношение

У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладе­ния звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает инте­рес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Фонематическое восприятие

У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фоне­матический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: козакоса', твер­дым — мягким: потокпотек); могут установить наличие задан­ного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизво­дить различные интонации, выдерживать паузы, различать повы­шение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление

темпа речи.

Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и син­теза слов самостоятельно, без специального обучения не разви­ваются.

Кульминационный процесс речевого высказывания

Для выражения своих мыслей дети все чаще пользуются различ­ными синтаксическими конструкциями: предложениями с одно­родными членами, с сочинением и подчинением, несложными образными описаниями, сравнениями, эпитетами и т.д. «На 5-м году жизни количество сложных предложений, встречающихся в дет­ской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу пред­ложений. Отмечается наличие в их речи почти всех придаточных предложений (кроме определительного)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: