Задачи совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя
Основными задачами коррекционного обучения являются:
1.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыков связной речи.
Дополнительные задачи определяются особенностями психического развития детей с ОНР и тем более имеющими ЗПР (особенности внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, моторики, временной и пространственной ориентировки, затруднения в произвольной деятельности и др., коррекция которых необходима для усвоения общей программы).
Педагогический эффект в решении этих задач зависит от творческого и профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями.
Для правильной организации взаимосвязи в работе необходимо:
|
|
• знание программ;
• знание и понимание общих и частных задач коррекционной работы;
• правильная организация жизни и деятельности детей;
• использование разнообразных форм связи в совместной работе всех специалистов (личные контакты, микропедсоветы, конференции, практические семинары, советы и консультации, открытые просмотры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы, различная наглядность в виде экранов, таблиц, диаграмм и т.д.).
Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду (для группы соответствующего возраста). Учитель-логопед обязан знать требования этой программы, особенно в отношении развития речи детей.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.
В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.
Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит учителю-логопеду.
Таблица 1