Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
| Задачи, стоящие перед воспитателем
|
Коррекционная работа
|
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
| 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
|
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
| 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
|
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
| 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
|
4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого – педагогической характеристики группы в целом.
|
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
| 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
|
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
| 6. Расширение кругозора детей благодаря использованию экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, предметно-практической деятельности, просмотру диафильмов, мультфильмов и спектаклей, чтению художественной литературы, проведению игр
|
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
| 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам («Части тела», «Овощи» и т.п.)
|
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
| 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорно воспитание детей)
|
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
| 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной 'моторики детей
|
10. Развитие фонематического восприятия детей
| 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
|
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
| 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях: использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни
|
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
| 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
|
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения (начинает логопед)
| 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
|
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
| 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
|
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
| 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настолько-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
|
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
| 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
|
Организация жизни и деятельности детей
|
1. Распределение детей на подгруппы для занятий
| 1. Четкое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий
|
2. Составление рационального расписания занятий
| 2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей
|
3. Использование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач
| 3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной ее функции
|
Создание необходимых условий
|
1- Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему
| 1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания и коррекционного обучения детей
|
2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку
|
3. Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показ для них открытых занятий, практических приемов и упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду
|
4. Направление детей на медицинские консультации (по необходимости)
| 4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе типовой программы
|