Грамматический строй речи. Исследовать функцию словоизменения и словообразования

Исследовать функцию словоизменения и словообразования.

Именительный падеж существительных ед. и мн. ч. — не изме­няет по числам (0); изменяет (+); изменяет неправильно (дом — «доми», ухо — «ухи», лев — «левы»).

Родительный падеж со словами «нет», «много» — не изменяет («много зубы» — (0); дает правильные окончания (+); преобладают

окончания раннего онтогенеза -ов, -ев (нет «ягодов», «гусев»); дает неправильные окончания (много «глазех»).

Дательный падеж ед. и мн. ч. — не изменяет (0); изменяет непра­вильно (кому? — «девочким», «Валеру»); изменяет правильно (+).

Винительный падеж — не изменяет (0); изменяет неправильно (вижу «доми»); изменяет (+).

Творительный падеж орудийности, времени — не изменяет (0); изменяет неправильно (чем? — «каским», «нозецем»); неправиль­ное ударение (топором); изменяет (+).

Предложные формы — предлог опускает (в коробке — «коебке»); заменяет предлог звуком (со стола — «а стола», на столе — «и столе»); заменяет сложный предлог простым (из-под шкафа — «из шкафа»); неустойчивое употребление (в одних случаях употребляет, в дру­гих нет).

Пространственные предлоги — употребляет (+); понимает, но не употребляет; не понима-ет и не употребляет (0).

Согласование числительных с существительными вроде — согла­сует (+); не согласует (0); согласует неправильно («один груша»).

Согласование прилагательных с существительными — согла­сует (+); не согласует (0); согласует неправильно («голубой ведро»); не понимает (не принимает задание).

Произношение

При обследовании необходимо выявить, какая группа звуков нару­шена, установить вид нарушения (межзубный сигматизм, дефект озвончения и т.д.) и ароявления нарушения. Обязательно приво­дятся примеры неправильного звукопроизношения в речи ребенка.

Гласные — нечетко артикулирует; смешивает (ы-и, о-у); отсут­ствует лабиализация (о, у).

Согласные — пропускает; искажает; заменяет; смешивает.

Слоговая структура слова

Если нарушение слоговой структуры выявляется в первом задании (в отраженной речи), то последующие задания не предъявляются.

Задания:

• повторить за логопедом слова;

• назвать предметы (картинки) отраженно;

• повторить предложения;

• повторить слоговые ряды (в случаях грубого нарушения сло­говой структуры в речи ребенка).

Возможные варианты — не нарушает (+); нарушает: сокращает (карандаш — «кадась»), переставляет (кошелек — «секи-ек»), уподобляет (смородина — «рародина», хоккеист — «хихист»); сокра­щает звуконаполняемость слов при стечении согласных (стрекоза — «тикоза»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: