Исследовать функцию словоизменения и словообразования.
Именительный падеж существительных ед. и мн. ч. — не изменяет по числам (0); изменяет (+); изменяет неправильно (дом — «доми», ухо — «ухи», лев — «левы»).
Родительный падеж со словами «нет», «много» — не изменяет («много зубы» — (0); дает правильные окончания (+); преобладают
окончания раннего онтогенеза -ов, -ев (нет «ягодов», «гусев»); дает неправильные окончания (много «глазех»).
Дательный падеж ед. и мн. ч. — не изменяет (0); изменяет неправильно (кому? — «девочким», «Валеру»); изменяет правильно (+).
Винительный падеж — не изменяет (0); изменяет неправильно (вижу «доми»); изменяет (+).
Творительный падеж орудийности, времени — не изменяет (0); изменяет неправильно (чем? — «каским», «нозецем»); неправильное ударение (топором); изменяет (+).
Предложные формы — предлог опускает (в коробке — «коебке»); заменяет предлог звуком (со стола — «а стола», на столе — «и столе»); заменяет сложный предлог простым (из-под шкафа — «из шкафа»); неустойчивое употребление (в одних случаях употребляет, в других нет).
|
|
Пространственные предлоги — употребляет (+); понимает, но не употребляет; не понима-ет и не употребляет (0).
Согласование числительных с существительными вроде — согласует (+); не согласует (0); согласует неправильно («один груша»).
Согласование прилагательных с существительными — согласует (+); не согласует (0); согласует неправильно («голубой ведро»); не понимает (не принимает задание).
Произношение
При обследовании необходимо выявить, какая группа звуков нарушена, установить вид нарушения (межзубный сигматизм, дефект озвончения и т.д.) и ароявления нарушения. Обязательно приводятся примеры неправильного звукопроизношения в речи ребенка.
Гласные — нечетко артикулирует; смешивает (ы-и, о-у); отсутствует лабиализация (о, у).
Согласные — пропускает; искажает; заменяет; смешивает.
Слоговая структура слова
Если нарушение слоговой структуры выявляется в первом задании (в отраженной речи), то последующие задания не предъявляются.
Задания:
• повторить за логопедом слова;
• назвать предметы (картинки) отраженно;
• повторить предложения;
• повторить слоговые ряды (в случаях грубого нарушения слоговой структуры в речи ребенка).
Возможные варианты — не нарушает (+); нарушает: сокращает (карандаш — «кадась»), переставляет (кошелек — «секи-ек»), уподобляет (смородина — «рародина», хоккеист — «хихист»); сокращает звуконаполняемость слов при стечении согласных (стрекоза — «тикоза»).